История искусства

Обзор Европейского и Русского искусства на рубеже 19-20 века
Древней Греции Искусство Возрождения
Зодчество Искусство России

"Свяшенный брак" критских богов

Древнегреческое искусство


Другие народы той эпохи относились к природе иначе. Для одних она была символом победы над смертью (в изображениях, где египетский фараон охотится в болотах одновременно на птиц и рыб и здесь же срывает папирусы), для других — воплощением идей сотворения Вселенной (Мировое Дерево). Для критян природа была священна по причине её божественности. Всё божественное - совершенно, но природа полна особой красоты. Вот почему критяне часто изображали вместо богов цветущие луга и дикие скалы, поросшие цветами и кустарником. Их населяют обезьяны и птицы — такие же боги, но в другом обличье. Однако человек может войти в этот мир исключительно в момент исполнения ритуала.

Критского бога в отличие от богини представляло зооморфное существо, воплощённое в образе быка. Его знаками и символами буквально наполнен Кносский дворец. По представлениям позднейших греков, он был связан с дворцом — Лабиринтом — и живущим в нём чудовищным человеко-быком Минотавром, Легенда гласила, что Пасифая, супруга царя Миноса, воспылала страстью к быку, от которого родила необычное дитя — Минотавра. В этой легенде сохранились глухие отзвуки сказаний о древнем «священном браке» критских богов в образах быка и коровы. Ещё задолго до эпохи расцвета критской культуры богиня уже приобрела человеческий (антропоморфный) облик. Её супруг оставался в образе животного, вероятно воплощавшего бога, который периодически рождался, достигал зрелости и погибал. Критского бога-быка ежегодно приносили в жертву на торжественном празднике. Бог-бык был изображён во входном вестибюле кносского Коридора Процессий мчащимся, в типично критской позе «летучего галопа». Он представлен также то в играх с «тореадорами», то умирающим, например на одном из раскрашенных рельефов.

Для критского искусства были характерны раскрашенные рельефы - древний вид скульптуры-живописи, где эти виды искусства еще слиты воедино. Прототип их можно видеть в раскрашенные рельефах святилищ Чатал-Гююк в Анатолии (ныне Южная Турция), которые относятся к VII—VI тысячелетиям до н. э.


Например, фасад Госпиталя Санта-Круз в Толедо или фасад университета в Сала манке. Только заказчики из числа придворных Карла 5 и Филиппа 2 , которые находились в тесном контакте с Италией, поскольку Испания владела Неаполитанским Королевством, знали о существовании классической архитектуры. Некоторые здания начала 16 в. выдают знания итальянского ренессансного искусства частью испанских архитекторов - Лоренцо Васкес, Энрике Эгас, Диего де Силоэ, Алонсо де Коварбиас. При создании Эскориала, монастыря-дворца-мовзолея, построеного Филиппом 2, происходит поворот в сторону величественного классицизма, в большей степенью связанный со строгостью испанской религиозной реформы.

Построение чертежа