История искусства

Обзор Европейского и Русского искусства на рубеже 19-20 века
Древней Греции Искусство Возрождения
Зодчество Искусство России

Храм Ники Аптерос.

Древнегреческое искусство

 

Храм Ники Аптерос. Афинский Акрополь. V в. до н. э.

Храм Ники Аптерос. Афинский Акрополь. V в. до н. э.

Высокая классика.

К середине V в. до н. э. острота раннеклассического стиля постепенно изжила себя. Искусство Греции вступило в полосу расцвета. Повсюду после персидских разрушений отстраивали города, возводили храмы, общественные здания и святилища. В Афинах с 449 г. до н. э. правил Перикл, высокообразованный человек, объединивший вокруг себя все лучшие умы Эллады: его друзьями были философ Анаксагор, художник Поликлет и скульптор Фидий. Заново отстроить афинский Акрополь, ансамбль которого сейчас считается красивейшим, выпало именно Фидию.

Афинский Акрополь стоял на высокой отвесной скале, вздымающейся над городом. Акрополь был средоточием всех высших святынь афинян. При Перикле он был переосознан как уникальный архитектурный комплекс. По замыслу архитектора Мнесикла возвели великолепный входной портик в святилище, оформив его ионическими колоннами. Слева к Пропилеям (парадным воротам) примыкало здание пинакотеки - картинной галереи, в которой находились изображения главнейших героев Аттики, а при входе стояли статуи богов-охранителей: Гермеса и Гекаты - трёхтелой, трёхликой богини ночи и призраков. Справа, на самом уступе скалы, приютился крошечный, очень изящный храм Ники Аптерос (Бескрылой). Горожане шутили, что бескрылой богиню именовали, чтобы она не покинула их. Храм Ники был обнесён балюстрадой — ограждением, состоящим из невысоких рельефных плит со сценами жертвоприношений. Балюстрада приобрела всемирную известность из-за украшавших ее рельефов.

Среди них находилась знаменитая «Ника, развязывающая сандалию» с её тончайшим струящимся одеянием. Но эти рельефы были сделаны позднее, так как Акрополь отстраивался несколько десятилетий.
Атлетика всегда почиталась в Греции. Подобно воинам, атлеты добивались победы в суровом бою. Победителям во Всеэллинских играх — не только Олимпийских, но и Пифийских (которые проходили в Дельфах), и Немейских, и Истмийских — города эаказьвали для святилищ почетные памятники. Их воспевали поэты, о них слагали легенды. Атлеты клались образцом гармоничной личности, у которой великий дух живет в прекрасном теле.

 

Мнесикл. Пропилеи афинского Акрополя. 437—432 гг.

Мнесикл. Пропилеи афинского Акрополя. 437—432 гг.

В Эскориале единая общность концепции и декоративного убранства, сведенного к минимуму с одной стороны, исходит из правил итальянской школы. С другой - продиктована строгостью испанской религиозной реформы. Строительство Эскориала начинает новый период в испанской архитектуре, который будет отмечен отказом от поздней готики и платореско с его интересом к римской архитектуре, руководствующейся правилами Виртрувия. Дворец даже стал неким знаком начала абсолютизма в испанской архитектуре. Решение Филиппа 2 соединять королевский дворец с гробницами Габсбургом и монастырем стало демонстрацией отождествления светской власти и духовной. Эскориал знаменует конец Ренессанса и начало испанского Золотого века.

Построение чертежа