Развитие туризма в Новосибирской области

Колыванский район.

Один из самых интересных и богатых природными ресурсами – Колыванский район. По его территории протекает река Обь с притоками, имеется много озер и болот. 35% его территории занимают леса и кустарники. Сказочно красив Кашламский бор, уникален сосновый Кудряшовский бор – природный парк областного значения, расположенный в 12 км от Новосибирска. Это излюбленное место отдыха горожан. Место обитания лосей, гнездований глухаря. С востока бор ограничен Обью, с запада – цепочкой озер, тянущихся почти параллельно реке. В северо-восточной части бора много озер и болот. Чистый воздух, близость к городу, хорошие подъездные дороги, обилие ягод и грибов привлекают сюда массу народа. Административный центр района – поселок Колывань - расположен на реке Чаус в 51 км к северу от Новосибирска. История Колывани начинается с Чаусского острога, который был построен в 1713 году для обороны южной границы Российского государства в Западной Сибири от набегов кочевников. Вскоре граница сместилась на юг, и поселение утратило военные функции. Через острог в конце XVIII века прошел главный тракт Сибири – Московский. Это внесло оживление в хозяйственную жизнь поселения. При образовании Сибирской губернии в 1822 году был учрежден город Колывань. На 1880-90 годы приходится пик развития города. Появились небольшие заводы, процветала торговля. Купцы первыми стали строить каменные особняки в Колывани. С прокладкой Транссибирской магистрали в 50 км южнее города и потерей Московским трактом своего значения развитие Колывани остановилось. Постепенно она превратилась в крупное советское село. Здесь много памятников деревянного и каменного зодчества XIX-ХХ в. Богата и разнообразна экспозиция краеведческого музея.

 Однако, в целом, имеющиеся в Новосибирской области природный и рекреационный потенциалы слабо приспособлены для использования в туристских целях. Для многих организаторов – российских и зарубежных туроператоров и турагентств - Сибирь с её субъектами как туристская дестинация остаётся до сих пор практически неизвестной. А между тем самобытное историко-культурное наследие сибирских территорий, возникшее в уникальных условиях взаимопроникновения культур Запада и Востока в период функционирования Московско-Сибирского тракта, является одним из важнейших ресурсов, способствующих дальнейшему развитию здесь туризма, помогающих Сибири обрести привлекательность, включая инвестиционную. Сегодня одним из негативных факторов, тормозящих развитие в регионе внутреннего и въездного туризма, является недостаточность деловых связей между туристскими администрациями, организациями индустрии туризма, партнерами. В настоящий период турфирмы Новосибирска активно продвигают на рынок турпродукты мировых туристских центров. В Новосибирске более 250 туристских организаций, из них практически 90% оказывают услуги в сфере выездного туризма. Так в Новосибирском рейтинге популярности 2007 года в % Турция занимает 29,8, Россия – 19,5, Испания-9,6, Болгария - 9,6, Италия – 5.0, Греция – 2.8, Тунис – 2.8, Хорватия – 2.8, экскурсонные туры по Европе – 2.1, Египет – 1.8. Из общего числа туристов, отправленных по Российской Федерации, по данным Новосибирского облстата за 2006 год, 31% отдохнули в республике Алтай, 26,5% - в Новосибирской области, 17% - в Алтайском крае, 10,6% - в Краснодарском крае, 4,8% - в Кемеровской области, 4,9% посетили Санкт-Петербург. Показатели по Новосибирской области формируются в основном за счет отдыха и лечебно-оздоровительных программ в санаториях, профилакториях, базах отдыха области. Турбизнес в условиях ограниченного платежеспособного спроса сибиряков на услуги туризма должен искать способы диверсификации предлагаемых услуг. Отсюда возникает предложение о развитии внутрирегионального туризма. 

3. Тенденции и перспективы развития туризма в Новосибирской области с использованием возможностей имеющихся туристских ресурсов

Предлагаемые меры освоения природно-ресурсного потенциала по его видам перечислены ниже.

Минерально-сырьевые ресурсы:

постановка масштабных поисковых работ на элювиальные россыпи золота (кор выветривания) и оценка золотоносности техногенных россыпей;

организация цикла ревизионно-оценочных работ для определения прогнозных запасов и направлений поиска коренных месторождений золота (Маслянинский и Тогучинский районы).

Земельные ресурсы:

корректировка пространственного размещения основных, сопутствующих и дополнительных сельскохозяйственных культур;

развитие сельского хозяйства на юге области при строгом выполнении противодефляционных мер;

реализация системы противоэрозионных мер в восточной части области.

Лесные ресурсы: более полное освоение ресурсов расчётной лесосеки (Кыштовский, Северный, Убинский, Колыванский, Тогучинский и Маслянинский районы)

Ресурсы лесного промысла: освоение запасов промысловых (нелесных) ресурсов (преимущественно северные районы);

Рыбные ресурсы:

зарыбление водоемов молодью сазана (карпа) и пелядью в необходимых количествах, внедрение в поликультуру новых видов (в первую очередь, растительноядных рыб и буффало);

интенсификации промысла на рыбохозяйственных водоёмах за счёт освоения недоиспользуемых рыбных запасов (Чистозерный, Чановский, Барабинский, Здвинский, Убинский, Каргатский и Купинский районы);

включение в оборот водоёмов в настоящее время не осваеваемых промыслом (Кыштовский, Каргатский, Барабинский, Здвинский районы);

развитие рыбохозяйственной деятельности на мелких естественных водоёмах (преимущественно западные районы);

восстановление многочисленных прудовых хозяйств (преимущественно восточные районы).

Ресурсно-рекреационный потенциал: развитие проектируемых рекреационных зон (Ордынской, Тогучинской, Маслянинской, Сузунской, Доволенской и Татарско-Усть-Тарской).

Планируемая пространственная организация системы особо охраняемых природных территорий.

Развитие биосферной компоненты природно-хозяйственного комплекса Новосибирской области приоритетно по ряду причин, основные из них следующие:

географическое положение области и значительные масштабы территории делает её ответственной за качество и состояние биосферного потенциала Сибирского региона;

развитие рекреационного комплекса области невозможно без совершенствования природоохранной инфраструктуры и опережающего развития её биосферного потенциала;

ответственность всех ветвей власти области перед мировым сообществом и Правительством России за сохранение имеющего на территории биологического разнообразия, в том числе краснокнижных видов животных и растений, защищённых международными и федеральными нормативными актами и законами.

Следует отметить, что в системе особо охраняемых природных территорий Новосибирской области в настоящее время имеются существенные пробелы, в их структуре нет ин одного заповедника, национального или природного парка.

Планируемая пространственная организация системы особо охраняемых природных территорий области предложена специалистами Института геоэкологии РАН и включает:

Биосферный заповедник «Чановский» кластерного типа, на основе водно-болотных угодий международного значения Чановской озёрной системы и устья р. Баган, а также заказники: «Кирзинский», «Здвинский», «Майское утро» и «Юдинский»;

Заповедники «Майзасский» (Кыштовский район), «Южный» (Карасукский район), «Каргатский» (Убинский и Каргатский районы), «Колтыракский» (Тогучинский район), «Талицкий» (Маслянинский район);

Природный парк «Ордынский» (Ордынский, Сузунский и Искитиммский районы).

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия. Полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, они имеют режим особой охраны, а на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Рассмотрим объектами историко-культурного наследия определяется видами объектов ограничений, каковыми могут быть: исторические города, памятники архитектуры, памятники археологии.

А. Исторические города

Требуется разработка зон охраны наследия для р.п. Колывань и корректировка зон охраны наследия для Новосибирска.

Б. Памятники архитектуры

Требуется осуществление мер необходимых на этапе, предшествующем радикальному решению проблем, и реализация предложений по сохранению и использованию историко-культурного наследия.

На первом этапе следует руководствоваться следующими положениями:

при организации любых строительных и хозяйственных работ необходимо предварительное обследование участка отвода земель и определение условий его использования;

любое строительство или хозяйственная деятельность в поселениях имеющих памятники архитектуры, должна быть согласована с районными органами охраны памятников, а при их отсутствии – с областными органами охраны памятников;

в тех случаях, когда в селе или деревне не предполагается новая застройка и хозяйственная деятельность, необходимо только сохранять их общий облик и физически поддерживать памятники;

до разработки проектов зон охраны памятников необходимо, с привлечением соответствующих специалистов, определить примерные границы территорий, застройка которых обеспечивает сохранность и композиционную роль памятника, пользуясь приводимыми ниже типовыми режимами использования территории в зонах регулирования застройки для поселений, имеющих памятники архитектуры.

 В охранных зонах, когда они будут разработаны, должен быть введен запрет строительства и хозяйственной деятельности.

Ниже приводятся типовые режимы использования охраняемых территорий (зон регулирования застройки – режим 1):

В этой зоне запрещается:

возведение любых капитальных производственных строений, принадлежащих совхозу и иным организациям;

строительство частных домов и крупных хозяйственных построек на новых участках, а также зданий выше 1,5 этажей;

строительство частных домов и хозяйственных сооружений из бетона в формах, диссонирующих с исторически сложившейся традиционной застройкой;

изменение исторически сложившейся планировочной структуры (красных линий, усадебной нарезки);

окраска домов и хозяйственных построек в ядовитые цвета, диссонирующие с традиционно используемой гаммой.

В этой зоне разрешается: строительство домов и хозяйственных построек в порядке восстановления на старых местах. Высота строений не должна превышать 1,5 этажа, а сами строения, включая и их архитектурные детали и декоративное оформление, должны быть выполнены в традиционных формах и в традиционных материалах.

Руководствоваться этими режимами следует до разработки конкретных проектов для каждого из памятников.

Памятники архитектуры в поселениях, расположенных в районах, богатых памятниками археологии, или с памятниками археологии в самом поселении, как, например, в Колыванском районе, должны быть исследованы с позиций возможной консервации и музеефикации в едином комплексе с памятниками археологии и природы.

Для обеспечения соблюдения этого режима необходимы:

разработка зон охраны памятников для всех поселений, где они расположены, что потребует выделения определенных средств, для заказа на разработку проектов зон охраны;

обеспечение постоянного мониторинга состояния памятников на областном уровне;

согласование любой строительной или хозяйственной деятельности (как на уровне отвода участка, так и на уровне проекта) в поселениях, имеющих памятники, с органами охраны наследия на региональном уровне;

применение санкций к лицам, виновным в нарушении или разрушении памятников;

обеспечение льгот или финансовой помощи владельцам памятников на поддержание их физического состояния;

проведение комплексных исследований, мест сосредоточения памятников архитектуры и археологии в единой системе и выявление возможностей перспективной музеефикации.

Туризм