Виды и организация туризма

Рекреационный туризм.

Рекреационный туризм, или отпускной, - это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым (пансионаты, дома отдыха). Отнесем к этому виду туризма и курортно-оздоровительный отдых, при котором для лечения и восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и водной среды (санатории).

Рынок курортно- оздоровительного туризма очень широк и связан с рекреационными ресурсами. Даже любителям спортивного или приключенческого туризма хотя бы раз в несколько лет необходим оздоровительный отдых.

В мировой практике понятие курорта включает в себя понятие как отдыха, так и санатория, т.е. санаторно-курортное обслуживание также является частью рекреационного туризма. Курортная местность- это территория с хорошей экологической и благоприятными климатическими условиями, расположенная в живописной месте, с присутствием лечебных природных факторов: особого целевого климата, минеральных источников и грязей, чаще всего с водоемом и иногда источником столовой минеральной воды.

Основное отличие отечественной санаторно-курортной системы от зарубежной состоит в том, что она основана на фундаментальной научной базе. Тогда как зарубежные курорты санаторного типа предполагают более «свободный» подход к организации курортного оздоровления (исключения все же встречаются, например, лечение и отдых в Израиле на Мертвом море и др.). Преимуществом же зарубежных курортов являются высокий уровень стандартов обслуживания, современная инфраструктура и материальная база, а также квалифицированный менеджмент обслуживания.

Программы курортно-оздоровительных туров разнообразны, однако существуют общие специфические требования к организации именно этих туров. Готовя туристский продукт, необходимо помнить, что это делается для людей, желающих отдохнуть и поправить свое здоровье. Поэтому необходимо спланировать и создать такой маркетинг-микс [1]туристского продукта, который позволит наиболее успешно удовлетворить нужды и запросы клиентов во время оздоровительного отдыха.

Программы оздоровительных туров строятся с учетом того, что приблизительно половину времени необходимо уделять на лечебно-оздоровительные процедуры. Экскурсионная программа не должна быть слишком насыщенной. При организации досуговых программ необходимо отдавать предпочтение более здоровым мероприятиям типа конкурсов, вечеров танцев, викторин и т.п., а также занятиям по интересам, позволяющим разнообразить досуг. Допускаются спортивные программы в виде необременительных прогулок-походов по окрестностям, несложных спортивных соревнований, занятий аэробикой, шейпингом, плаванием. При этом рекомендуется создавать в курортных местностях, тяготеющих к семейному отдыху, курортно-туристские комплексы, позволяющие здоровым членам семьи заниматься спортом, туризмом, а нуждающимся в лечении- лечиться и отдыхать.

Курортные программы в зависимости от места проведения тура могут предусматривать специальные морские оздоровительные процедуры, отдых в соляриях, аэрариях, грязе- и водолечебницах, принятие минеральных вод.

Питание на оздоровительных турах должно иметь варианты диетических столов. Для организации оздоровительных туров используются комфортабельные гостиницы, расположенные в тихих озелененных районах, желательно вблизи естественных или искусственных водоемов.

Не допускается, как правило, совместное проведение оздоровительных и деловых туров, так как они по ритму противоречивы и отрицательно сказываются на качестве друг друга. С переходом в новые экономико-правовые условия (с 1991 года) многое изменилось в санаторно-курортном деле. Во-первых, в целом уменьшился объем приобретения санаторно-курортных услуг; во-вторых, были поставлены вопросы собственности, что естественно в рыночной экономике; зачастую их неопределенность тоже явилась деструктивным фактором в жизнедеятельности здравниц. В -третьих, возникла необходимость и в тоже время возможность решать вопросы коммерческой реализации санаторно-курортных услуг. Там, где руководители и коллективы санаториев и пансионатов сделали правильный выбор, «подняв планку» своих задач выше простого выживания в условиях кризиса, - там самостоятельный и, что важно отметить, культурный спрос на санаторно-курортные услуги встречает сегодня адекватное предложение. Санатории справедливо гордятся улучшение материально-технической базы, новыми интерьерами, прогрессом в части спектра оказываемых услуг. Например, санаторий «Северная Ривьера» гибко и качественно переключилась на различные формы обслуживания: санаторное лечение, оздоровительный отдых, богатый набор платных услуг, обслуживание туристов. На базе ряда санаториев и пансионатов апробированы и внедрены новые медицинские технологии, направленные не на собственно лечение каких-либо конкретных заболеваний, а на их предупреждение. Неблагоприятная экологическая среда, ритм жизни мегаполисов приводят к чрезмерно быстрому старению. Чтобы оставаться молодым, необходимы специальные методы очищения и оздоровления организма. Именно такие программы продолжительностью от5 до 10 дней предлагают здравницы Северо-Запада : «Северная Ривьера», «Репино», «Старая Русса» и др. Вопрос реализации путевок тоже требует профессионального менеджерского подхода для предлагаемых услуг и курортов, здравниц, пансионатов. Здравницы Северо-Запада доверили работу по реализации путевок своему общему представителю -«Курортному агентству плюс», главные задачи у которого : информационно-пропагандистская и рекламная работа ; разработка и совершенствование технологии реализации путевок; развитие материально-технической базы; расширение ассортимента.

Контрольные вопросы:

1 .Опишите рынок оздоровительного туризма.

2.Особенности составления программ рекреационного и оздоровительного туризма.

Требования к размещению, техническому оснащению.

Маркетинговые исследования в рекреационном и оздоровительном туризме.

Туризм