Культурное наследие народов Майя

Лишь несколько мест на нашей планете имеют такие же разнообразные природные условия, как Мезоамерика. В этом регионе встречаются почти все климатические зоны — от скованных льдом вершин высоких вулканов до сухих и знойных пустынь и тропических ливневых лесов.

САМЫЕ РАННИЕ МАЙЯ В старинном эпическом повествовании майя-киче «Пополь Вух» рассказывается, как боги-праотцы Тепеу и Гукуматц подняли из водяной пучины землю и населили ее животными и растениями. Сотворив это, божественные прародители возжаждали почитания и преклонения и вылепили из земли существ, похожих на людей, но они оказались недолговечными и спустя некоторое время вновь обратились в грязь.

ПОСЕЛЕНИЯ РАННЕАРХАИЧЕСКОГО ПЕРИОДА Во времена архаической эпохи, которая продолжалась с середины 2-го тысячелетия до н. э. примерно до середины II в. н. э., на всей территории области майя появилось много крупных поселений, состоящих из хижин, крытых тростником, похожих на те, в которых занимающиеся сельским хозяйством индейцы майя живут и поныне, что подразумевает, что к этому времени здесь уже существовало по-настоящему эффективное сельское хозяйство.

ПОЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ МАЙЯ Существует огромная разница между раннеземледельческими культурами, которые мы только что рассмотрели, и вызывающими трепет достижениями майя классической эпохи. Но тем не менее, какая бы пропасть их ни разделяла, она не является абсолютно непреодолимой. Основные вопросы, связанные со становлением цивилизации майя, звучат так: что произошло в тот период времени, который лежит между позднеархаическим и предклассическим периодами, и как в действительности происходило развитие тех особенностей культуры, которые являются характерными для цивилизации майя классического периода?

ИСАПА И ОБЛАСТИ ТИХООКЕАНСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ Важнейшим источником сведений, необходимых для того, чтобы найти ключ к решению загадки о том, как возникла высокоразвитая цивилизация майя, являются материальные остатки исапанской цивилизации. Высокий интерес ко всему, что связано с этой культурой, объясняется тем, что именно она, как во времени, так и в пространстве, занимает промежуточное положение между культурой ольмеков среднеархаического периода и раннеклассической культурой майя.

На позднеархаический период приходится расцвет культуры «мирафлорес». В это время соперником Исапы по великолепию монументальной скульптуры, по величине и количеству насыпных храмовых фундаментов был Каминальгуйю, крупный культурно-религиозный центр, остатки которого до сих пор сохранились на западных окраинах города Гватемалы.

На протяжении шести веков, примерно с IV по X в. н. э., народы майя, в особенности те, что жили в центральной области, достигли невиданных интеллектуальных и художественных высот, которых к этому времени не сумела достичь ни одна из цивилизаций ни Нового, ни Старого Света. Классическая эпоха была «золотым веком» не только для майя, но и для всех остальных народов Мезоамерики. Высокая численность населения, развитая экономика, широкое распространение торговли были отличительными чертами этого времени.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ МАЙЯ. КУЛЬТУРА «ТСАКОЛ» Остатки культуры раннеклассического периода в центральной области майя погребены под сооружениями позднеклассического периода, и только совсем недавно было полностью осознано, каких высот сумела на этом этапе достичь цивилизация майя. Примером может служить культура «тсакол», которая существовала в Петене и окружающих его областях до календарной даты майя 9.8.0.0.0, что соответствует по нашему летоисчислению 600 г. н э.

Великая культура, процветавшая в равнинных областях майя в позднеклассический период, исчезла с лица нашей планеты. Толстый ковер тропических лесов похоронил под собой сотни ритуальных центров — «городов» этой цивилизации, от которых сейчас остались только медленно разрушающиеся руины. У нас нет достоверных сведений о том, кто в них жил, насколько велика была численность майя на протяжении позднеклассического периода и как в действительности управлялось их государство. Однако можно с уверенностью сказать, что эти огромные поселения, которые часто называют «городами», не были городами в привычном понимании.

ПОСЕЛЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ. СЕВЕРНАЯ ОБЛАСТЬ. РИО-БЕК, ЧЕНЕС И КОБА Покрытые густыми лесами пустынные области, лежащие в южной части штатов Кампече и Кинтана-Роо, представляют собой самую труднодоступную часть интересующего нас региона. По этим территориям разбросано большое количество разрушенных поселений майя, которые до сих пор всерьез не обследованы археологами.

В позднеклассический период искусство майя продолжало развиваться в направлениях, которые обозначились еще в начале классической эпохи. За исключением скульптуры этапа пуук, имеющей позднее происхождение, в искусстве майя не ощущается какое-либо внешнее влияние.

ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ЭПОХА К концу X в. судьба некогда гордого и независимого народа майя оказалась в руках воинственных завоевателей из горных районов Центральной Мексики. Новый военизированный порядок пришел на смену правлению просвещенных правителей классической эпохи.

ИЦЫ И ГОРОД МАЙЯПАН (1224—1461 гг.) Коренное население Юкатана в конце концов сумело смириться с владычеством тольтеков. Совсем иначе обстояло дело с ицами. Они всегда были презираемы. Эпитеты типа «инородцы», «проходимцы и мошенники», «распутники» и «люди, не знающие, кто были их родители» использовались для их описания во всех хрониках майя, а данное им определение «те, кто плохо говорит на нашем языке» может служить доказательством того, что представители этой народности были для жителей Юкатана чужаками.

МАЙЯ-МЕКСИКАНСКИЕ ДИНАСТИИ В ЮЖНОЙ ОБЛАСТИ В лежавших высоко над уровнем моря долинах горной части Гватемалы до прихода испанцев жило множество независимых народов. Самыми крупными среди них были народности киче и какчикель. Все указывает на то, что эти народы, так же как и их не столь многочисленные соседи — цутухилы и покомамы, проживали здесь с самого начала.

Государство древних майя было не теократией, не примитивной демократией, а классовым обществом с сильной политической властью, сосредоточенной в руках наследственной элиты. Чтобы понять базис государства, существовавшего в XVI в. на полуострове Юкатан, следует очень внимательно изучить, какие отношения существовали тогда между людьми.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ МАЙЯ У любой из известных цивилизаций древности примитивные научные знания были настолько органично вписаны в контекст религиозных представлений, что очень сложно отделить одно от другого, но это отнюдь не означает, что древние народы, например майя или шумеры, не имели значительного объема эмпирической информации об окружающем мире.

Благодаря записям Диего де Ланды нам известно, что начало «нечеткого года» отмечалось юкатеками 16 июля. Длина цикла продолжительностью в 365 дней — 18 месяцев по 20 дней и плюс пять дополнительных дней периода Уайэб — почти точно соответствует длине солнечного года.

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия