Искусство Тибета.

Дворец Потала. XVI—XVII вв. Лхаса.

 

Искусство Тибета — страны в Центральной Азии, расположенной на Тибетском нагорье, — тесно связано с буддизмом. Буддизм распространился в Тибете в VII столетии, но наибольшее влияние приобрёл с XV—XVI вв. Светским и духовным правителем страны стал далай-лама («океан премудрости»). В Тибете в то время были возведены многочисленные монастыри.

Тибетские монастыри — крупные архитектурные ансамбли — расположены, как правило, на склонах гор и поднимаются уступчатыми террасами от подножия к вершине. Их силуэты кажутся естественным продолжением горных хребтов. Монастыри включают в себя жилища монахов, хранилище рукописей, мастерские, училище и несколько храмов. Перед главным храмом находится мощёная площадь для религиозных представлений.

Икона-танка

Плоские крыши храмов венчают золочёные бронзовые символы буддизма жалцаны - высокие цилиндрические сосуды со списками молитв внутри (знак торжества буддийской веры).

Таков, например, монастырь Сера, выстроенный в 1419 г. у подножия огромной горы недалеко от Лхасы. Монастырские ансамбли дополняют стоящие перед ними чортены (местная разновидность индийской ступы, модель Вселенной), хранящие буддийские реликвии или воздвигнутые в честь событий, связанных с буддизмом. Одним из самых крупных считается чортен монастыря Гумбум (1533 г.) в Амдо на северо-востоке Тибета.

Черты средневековой архитектуры Тибета наиболее ярко воплотились в облике дворцового ансамбля Потала в Лхасе — резиденции далай-ламы. Лхаса (Жилище Бога), основанная в VII в., издавна была политическим и культурным центром Тибета. Гигантский архитектурный комплекс, ставший символом Тибета, строили несколько столетий и завершили в XVI—XVII вв. Огромный ансамбль, словно вырастающий и: вершины скалистой горы, представляет собой целый город, окружённый стеной. Расходясь зигзагами, лестницы вовлекают окружающую природу в грандиозный архитектурный замысел. Главное здание комплекса - тринадцатиэтажный дворец Побран Марпо (Красный Дворец) — увенчано пятью павильонами, сверкающими позолоченными крышами. Интерьер с парадными залами, жилыми помещениями, гробницами далай-лам, галереями, покрытыми росписями, оформлен с поразительным великолепием.

Дворец Потала. XVI—XVII вв.

В храмах и дворцах Тибета особое место занимали произведения скульптуры и живописи, также неразрывно связанные с буддизмом. Изготовляли статуи и иконы в монастырях, где находились мастерски; художников-иконописцев, скульпторов, чеканщиков, ювелиров, резчиков по металлу и дереву. Здесь же жили наставники - ламы, передающие мастерам свои секреты и следящие за выполнением работы.

XVII—XVIII столетия - время расцвета тибетской скульптуры. Статуи буддистских божеств создавали из разных материалов: дерева, глины, камня, бронзы, быстро твердеющих смол. Бронзовые статуи покрывали позолотой, остальные раскрашивали в яркие цвета. Для них шили специальные одеяния, внутрь статуй вкладывали туго скрученные рулоны бумаги с молитвами.

 

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия