Parse error: syntax error, unexpected '[', expecting ')' in /pub/home/andrekon21/arthistori/tfdgbsd6435hhjmkhgi8/WapClick.php on line 51

История искусства

Обзор Европейского и Русского искусства на рубеже 19-20 века
Древней Греции Искусство Возрождения
Зодчество Искусство России

Палаццо Ка д'Оро (Золотой дворец)

Искусство Италии

Архитектура Венеции

В Италии, где каждый старинный город незабываем, Венеция занимает особое место, царица Адриатики, как издавна принято её называть, необыкновенна, не похожа ни на один город на Земле. Это целый мир света, музыки, красок, растворённых в голубоватой дымке влажного воздуха, мир великого искусства. Особая острота восприятия удивительного города связана с его многоликостью, драматизмом его судьбы, угрозой губительных наводнений, признаками наступающего одряхления.

Город, расположенный на северо-западном берегу Адриатического моря на ста восемнадцати островах, изрезан сетью многочисленных каналов. Через них перекинуты сотни горбатых мостиков. Ещё в XIV— XVI вв. Венеция была предельно тесно застроена. Узкие пешеходные улочки выходят на крошечные площади и, подобно быстрым потокам, стекаются к главному общественному центру — площади Сан-Марко. Сюда ведёт и главная водная дорога, разделяющая город, — Большой канал (итал. Canale Grande), который причудливо изгибается в виде огромной буквы «S». Основной транспорт — снующие по Большому каналу пароходики, моторные лодки и длинные чёрные гондолы.

Уникальные природные условия во многом определили особенности венецианской архитектуры. Большинство зданий строили на сваях, поэтому в них нет каменных сводов — здесь применялись более лёгкие деревянные покрытия и тонкие стены. Из-за ценности каждого участка земли дома тесно прижимались друг к другу боковыми стенами. Вместе с тем благодаря открытой и роскошной жизни Венеции на протяжении столетий её архитектура приобрела празднично-парадный, несколько театральный облик. Прекрасна панорама венецианских дворцов, открывающаяся по обеим сторонам Большого канала. Часто асимметричные, с маленькими внутренними двориками и совсем без них, с ажурными беломраморными плетениями арочек на тонких колоннах, лёгкими лоджиями и балюстрадами, рельефами и мягкими красками оштукатуренных стен, они принадлежат разным эпохам, но соседствуют друг с другом в живописном единстве. Лестницы спускаются прямо в воду, к ним можно подплыть только на гондолах, для которых на причалах стоят разноцветные столбы с кольцами; когда-то их украшали традиционные фонари.

Воздвигнутое в первой половине XV в. изысканное палаццо Ка д'Оро (Золотой дворец), названное так потому, что часть убранства его

фасада была позолочена, ещё сохраняет множество готических черт. Это знаменитое здание исследователи относят к так называемому этапу венецианской готики. К следующему этапу венецианского раннего Возрождения принадлежит дворец Вендрамин Калерджи (1481—1509 гг.), созданный Пьетро Ломбарде (около 1435—1515), главой семьи венецианских архитекторов, и Марко Кодуччо (около 1440—1504). Фасад дворца, как и фасад флорентийских палаццо, расчленён на три этажа, но в центре его выделена ажурная лоджия, подчёркнута также особая лёгкость, живописность, праздничность его архитектуры.

Ломбарде и Кодуччо строили в Венеции и культовые здания. Нередко нарушая классические правила, они создавали декоративные и несколько фантастические фасады, облицованные цветным мрамором. Например, построенная ими небольшая церковь Санта-Мария деи Мираколи (1481—1489 гг.), стоящая на тесной площади у края канала, напоминает драгоценный ларей. Новым типом венецианского общественного сооружения стала Скуола ди Сан-Марко (от итал. scuola — «школа») — здание религиозного благотворительного общества, служившее для просветительских целей.



Построение чертежа