Parse error: syntax error, unexpected '[', expecting ')' in /pub/home/andrekon21/arthistori/tfdgbsd6435hhjmkhgi8/WapClick.php on line 51

История искусства

Обзор Европейского и Русского искусства на рубеже 19-20 века
Древней Греции Искусство Возрождения
Зодчество Искусство России

Палаццо Медичи — Риккарди

Искусство Италии

Палаццо (городской особняк эпохи Возрождения). Слева — уличный фасад, справа — внутренний двор.

Дворцы Флоренции

Дворцы в Италии называются палаццо (от лат. palatium; отсюда и русское слово «палата»). Тип богатого городского палаццо складывался во Флоренции в XV в. Его особенностями являются чёткое разделение замкнутого объема здания на три этажа, открытый внутренний двор с летними поэтажными аркадами, применение руста (от лат. rusticus— «грубый», «неотёсанный») для облицовки фасада, т. е. камня с грубооколотой или выпуклой лицевой поверхностью, а также сильно вынесенный декоративный карниз.

Самая капитальная постройка ученика Брунеллески и его одарённого последователя Микелоцио ли Бартоломмео (1396—1472), придворного архитектора семьи Медичи, — сооружённое в 1444—1460 гг. палаццо Медичи — Риккарди (Риккарди — фамилия последнего владельца дворца). Здание расположено на углу двух улиц, что даёт возможность с наибольшей полнотой оценить в тесно застроенной Флоренции его мощный объём, основные членения, выразительность деталей. Ритм горизонтальных поясов и редко расставленных больших окон на фасаде (ещё сохраняющих традиционное готическое деление на две части средней колонкой), поэтажное уменьшение (от низа к верху) выпуклости руста создают впечатление сдержанной силы. Подобен парадному залу внутренний двор с галереей на первом этаже, галереей с окнами — на втором, открытой лоджией с колоннами — на третьем. Помещения второго, парадного, этажа богато оформлены: стены облицованы мрамором, позолоченные потолки отделаны лепными украшениями, полы покрыты мраморными плитками, окна и двери имеют рельефные обрамления, а мебель и двери инкрустированы мозаикой из дерева разных тонов. Домовая капелла Медичи расписана знаменитыми фресками Беноццо Гоццоли.

Палаццо Медичи — Риккарди послужило образцом при строительстве многих флорентийских дворцов. К созданию Микелоиио близок дворец Строцци (заложенный в 1481 г.), который связывают с именем архитектора и скульптора Бенедетто да Майано (1442— 1497). В некоторых деталях здесь ещё можно видеть следование мастера готическим традициям, но в целом здание отмечено тонкой гармонией, оно создаёт впечатление законченности и элегантности.

Среди вариантов оформления дворцов и вилл следует отметить отделку зданий гранёным камнем. Благодаря этому довольно редкому приёму, называемому алмазной рустовкой, фасад здания выглядел более нарядным. Такой гранёный камень был применён в конце XV в. в палаццо ден Диаманти в Ферраре; этим постройкам подражали зодчие Испании и Португалии.

В России таким образом отделана знаменитая Грановитая палата в Московском Кремле, построенная итальянскими мастерами в 1487—1491 гг.

 



Построение чертежа