Установка редактора 3D Studio Max Моделирование трехмерной графики Освещение и текстуры Анимация и визуализация Советы Азия | Китай | Египет | Греция | Индия | Первобытное | Римская империя | Готика Искусство России | Национальная галерея | Мебель | Декоративная бронза | Фарфор | Ювелирные изделия | Галерея Тейт | Школа искусств и ремёсел Европа | Позднее Возрождение | Высокое Возрождение | Раннее Возрождение | Проторенессанс | Франция | Голландии | Фландрия | Византия | Испания | Италия | Арабские страны | Живопись | Архитектура | Скульптура |Декоративное искусство | Интерьер | arthistori.ru

Росписи из гробницы

Искусство Древнего Египта

Сбор плодов. Роспись из гробницы номарха Хнумхотепа в бени-Гасане. XX е. до н. э.

 

В постедние века III тысячелетия до н. э. мощное централизованное государство ослабленное войнами и грандиозным строительством, распалось. В эпоху Среднего царства (XXI—XVIII вв. до н. э.) политический центр страны переместился в город Фивы. Здесь почитался местный бог солнца Амон, познее отождествлённый с древним богом Ра.

В этот период возросла самостоятельность отдельных областей (номов) и их правителей (номархов), что привело к расцвету местных художественных школ. Присвоив себе некоторые привилегии фараонов и добившись почти полной независимости, номархи строили свои усыпальницы в собственных владениях, а не у подножия царской пирамиды. Сами пирамиды стали гораздо меньше, неприметнее, Возводимые из кирпича с прокладкой из щебня и песка между стенами они быстро разрушались. Вырубленные в скалах гробницы номархов, сохранившиеся около современного селения Бени-Гасан, постепенно превратились в сокровищницы произведений искусства.
Росписи преобладают здесь над рельефами; это объясняется тем, что для исполнения последних не годился мягкий скальный известняк.
К наиболее известным произведениям этого времени относятся изображения сцен рыбной ловли и охоты в нильских зарослях (гробница номарха Хнумхотепа, конец XX в. до н. э.), Рыбу ловят острогой, на птиц охотятся с бумерангом и сетью. Дикая кошка прячется на прогнувшемся под её тяжестью стебле цветущего папируса, нарядная стая ярких птиц укрывается в ажурной листве акации, среди них красавец удод, оранжевый, с чёрно-белыми крыльями.
Удод. Роспись из гробницы номарха Хнумхотепа в Бени-Гасане. XX в. до н. э.

Кризис Великой Теории.

Таким образом, хотя на протяжении двух тысяч лет Великая Теория была основной концепцией прекрасного, недостатка в возражениях по отношению к ней не было. Они или метили в неё самою, в частности в тезис, что прекрасное состоит в соотношении и пропорции, или же были направлены в сопряженные с ней утверждения: в объективность прекрасного, в его рациональность, в его количественную природу, в его метафизическое основание, в его главенствующую позицию в иерархии ценностей. Эти возражения появлялись уже в древности, а в новое время становились все многочисленнее и более решительнее. И уже в XVIII веке наступил кризис Великой Теории.

Почему наступил? Ибо изменился вкус, ибо возникло и притягивало искусство и литература позднего барокко, а потом романтическая литература, и одна, и вторая совершенно неклассические. Великая же Теория строилась на классических образцах искусства и литературы. Трудная для согласования с господствующим вкусом и новым искусством, она перестала быть актуальной и тогда проявились недостатки, которых ранее не замечали.

А. У кризиса было два источника: в философии и искусстве. Он проявился в новых взглядах и в новом вкусе, в эмпиризме философов и в романтизме литераторов и художников. Он стал заметен в нескольких странах, сильнее в Англии (среди психологов и философствующих публицистов) и Германии (среди философов и литераторов доромантического периода). Английские авторы во главе с Аддисоном были склонны считать, что это они первые опровергли старую концепцию прекрасного, совершив тем самым нечто "совершенно новое". Однако у них все же были предшественники. Действительно, новыми были три вещи. Прежде всего, критика прекрасного, исходящая от философов, теперь оказалась на кончике пера таких публицистов, как Аддисон, а вскоре и критиков, таких как Дидро во Франции, которые сумели сильнее, чем философы привести в движение общественную мысль. Во-вторых, философы, особенно Декарт и Спиноза, уже в предыдущем столетии критиковавшие традиционное понимание прекрасного, не хотели заниматься субъективными и не существенными явлениями, к которым они относили прекрасное, зато в восемнадцатом веке философы нового типа, такие как Юм, совместно с публицистами и критиками горячо ими занялись. Третьей новацией было то, что психологические исследования, в частности реакции человека на прекрасное, эпизодические до этого времени, стали постоянными. В Англии, особенно в XVIII веке, не было поколения, которое бы в этой области не дало ни одного выдающегося исследователя: Аддисон опубликовал свою работу в 1712 г., Хатчесон в 1725, Юм, начиная с 1739, Берк в 1756, Жерард в 1759, Хом в 1762, Алисон в 1790, Смит в 1796, а трактат Пейн-Найта увидел свет уже в 1805.

Даже если ниспровержение традиционной теории прекрасного не было главным намерением этих авторов, то все они тем не менее этому способствовали. Из их психологического анализа следовало, что прекрасное не состоит в некой определенной пропорции и правильном соотношении частей. Они считали, что в этом убеждает простой, ежедневный опыт, если к нему внимательно присмотреться. Романтики же, и даже уже преромантики шли дальше; они доказывали, что дело обстоит совершенно наоборот, нежели того хочет традиционная теория, поскольку прекрасное состоит как раз в отсутствии правильности, ибо заключено в живости, живописности, полноте. Состоит оно также и в выражении чувств, у которых с пропорцией и правильностью не много общего. Взгляд на прекрасное не только изменился, но и оказался обращенным и Великая Теория теперь была не в согласии с искусством и опытом.

Церковь Сан-Карло але Квадро Фонтане.Внутренний двор. Рим. Это минускул (строчная буква в средневековой рукописи- аллюзия на первое помещение храма) компактного единого пространства кластера (внутренний двор с аркадами), полного внутреннего напряжения , является плодом совершенной свободы в трактовке концепции архитектурного "ордера". К традиционным элементам, в частности мотивам Серлио: тесному взаимодействию колонн и пилястр и четырехугольному плану ренессансного двора, добавлена концепция пространства, понимаемое как непрерывное динамичное целое. Углы в 90 градусов заменили кривизну поверхности, придав пространству необычный последовательный ритм.

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия