Летающий спутник

Летающий спутник

Заработок для студента

Заработок для студента

 Заказать диплом

 Курсовые работы

Курсовые работы

Репетиторы онлайн по любым предметам

Репетиторы онлайн по любым предметам

Выполнение дипломных, курсовых, контрольных работ

Выполнение дипломных, курсовых, контрольных работ

Магазин студенческих работ

Магазин студенческих работ

Диссертации на заказ

Диссертации на заказ

Заказать курсовую работу или скачать?

Заказать курсовую работу или скачать?

Эссе на заказ

Эссе на заказ

Банк рефератов и курсовых

Банк рефератов и курсовых

История Древнерусского искусства Русские иконы древнейшего периода (XI—XIII века)

Святой Георгий. Икона. XII в. Собор Юрьева монастыря под Новгородом.

 

Икон эпохи Киевской Руси сохранилось совсем немного. Самая древняя из уцелевших русских икон написана, видимо, при Святополке Изяславиче или Владимире Мономахе (т. е. в конце XI — первой четверти XII в.). Это поясное изображение Святого Георгия из Новгорода. Культ этого воина-великомученика быстро стал популярным в верхах общества, а затем и в низших его слоях. В княжеско-дружинной среде Георгий почитался как Победоносец — покровитель ратников и ратного дела, и на дошедшей до наших дней иконе он именно такой. Во всём облике воина сквозят одухотворённость и аристократическое изящество. Линейный силуэт его полуфигуры удивительно пластичен и гармонично заполняет плоскость иконной доски. Цветовая гамма не насыщена, в ней преобладают алый и коричневый оттенки. Огромные глаза Святого Георгия под тонкими, плавно изогнутыми бровями задумчиво устремлены на зрителя. Нежность овала прекрасного юношеского лика подчёркнута мягкостью контура. Но в правой руке Георгия — копьё. А левой он держит перед собой, как бы демонстрируя, меч, который в средневековой Руси был символом и эмблемой княжеской власти. Эта прекрасная икона — творение уверенного в себе незаурядного, если не выдающегося, мастера. Она свидетельствует о том, что отечественные иконописцы оказались способными учениками многоопытных византийцев, у которых учились на протяжении столетия.

К концу киевского периода выросли первые поколения художников, обладавших собственным стилем и способностью решать сложные задачи в искусстве. Переплавив, растворив в себе разнообразные творческие влияния — не только византийское и южнославянское, но в какой-то мере и романское (западное), — киевская художественная культура создала такую систему общерусских эстетических ценностей, которая на века наметила пути развития искусства отдельных земель и княжеств.

В XII столетии на Руси усилились княжеские распри и междуусобицы, которые мешали мирному развитию и ставили под угрозу государственную независимость страны. Различные русские земли становились всё более самостоятельными по отношению к Киеву.

Икона Богоматери с Младенцем

Архангел Гавриил (Ангел Златые Власы)

Иконопись периода «Собирания русских земель» (XIV—XV века)

«Молящиеся новгородцы»

Псковская иконопись В середине XIV в. складывается псковская школа живописи. Аля псковских икон характерны драматизм, повышенная эмоциональность персонажей, сочность письма, в котором линия никогда не играла такой большой роли, как в Новгороде Великом, специфически «псковские» лица с несколько «пронзительным» выражением и особой лепкой форм, любовь к декоративной отделке, некоторая утяжелённость фигур и, конечно, сугубо псковский колорит, в котором обычно преобладал красно-коричневый цвет и особого оттенка тёмно-зелёный в сочетании с коричневым и жёлтым.

3мееборец

Изобразительное искусство Твери

Великокняжеские мастера

Икона "Святые Никола и Георгий"

 

Эти перемены влияли на материальную и духовную культуру древнерусских княжеств, которые постепенно обосабливались. В каждом из них формировался свой особый эстетический климат, вырабатывались собственные художественные идеалы, новое понимание и выражение красоты. Именно период раздробленности породил отличные от киевской формы христианской культуры и искусства Новгорода и Пскова, Владимира и Суздаля, Смоленска и Полоцка, Галича и Владимира-Волынского.

Однако только в Новгороде Великом, ставшем в 1136 г. столицей вечевой республики, демократическая торгово-ремесленная среда повлияла на искусство и наполнила его своеобразным жизненным содержанием. В этом смысле типично новгородским можно считать очень большой по размерам образ Святого Георгия в полный рост, происхо­дящий, как и упомянутая ранее поясная икона, из соборного храма Юрьева монастыря. За спокойной неподвижностью фигуры воина чувствуются его уверенность и мощь. Слегка расставленные ноги и согнутые в локтях руки, одна из которых держит перед грудью наперевес громоздкое копьё как многозначительный ратный символ, а другая сжимает меч, выражают полную готовность к бою. Такое восприятие персонажа было очень актуально для новгородской действительности, в которой нередко слышались призывные звуки походных труб, возвещавшие о начале тяжёлой бранной страды.

Народное влияние в новгородском искусстве особенно заметно в иконе «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» (вторая половина XII в.), персонажи которой очень выразительны в своей простоте. По художественному строю это произведе­ние представляет искусство не самого Новгорода, а скорее провинций Новгородской республики. Композиция иконы бесхитростна. Фигуры расположены фронтально, неподвижны и никак между собой не связаны. Главный герой произведения — Иоанн — изображён во всю высоту иконного поля, тогда как его спутники не достают ему до пояса. Так прямолинейно отразил художник соотношение главного и второстепенного. Очень наряден ярко-красный фон иконы, организующий её цветовую гамму.

От случая к случаю в Греции пользовались и другим делением искусств. Но везде была схожая ситуация: "изящные" искусства ни в одном делении не составляли самостоятельное целое.

Распространен взгляд, что несмотря на все класс изящных искусств был известен в древности, только под другим названием, в частности под именем подражательных искусств (миметических). Подражательная деятельность – это черта, которая позволила Платону и Аристотелю сблизить поэзию и пластику и соединить их в одном более общем понятии. Искусство, говорит Аристотель в Физике, или совершает то, что не может сделать природа, или же подражает природе. Искусство первого вида является потребительским, другого же, поскольку лишено потребительского характера, имеет смысл только потому, что служит приятному и прекрасному. К нему и принадлежат равно, как живопись и скульптура, так и трагедия, комедия или эпос. Таким образом, "подражательные" искусства – это те же искусства, которые мы привыкли называть "изящными".

А однако, такой взгляд не точен: 1) Понятие "подражательных" искусств не было распространенно в древней Греции; оно было придумано Платоном и Аристотелем. 2) Даже у этих философов область "подражательных" искусств не совсем соответствовала области "изящных" искусств, поскольку не все подражательные искусства изящны и не все изящные искусства подражательны.

Поэтому в сознании древних греков, в их классической эпохе изящные искусства не только присоединялись к ремеслам и прочему умению, но даже не выделялись среди них в виде отдельной группы. Их не выделяло даже то, что мастерство художника выше, совершеннее мастерства ремесленника. Правда, греки выделяли более высокое и менее высокое мастерство, но мастерство скульптора, также как и мастерство плотника, относили к более низкому, и именно из-за физических усилий, которых они требуют. Физическое же усилие для греков всегда было унизительным фактором.

Следствием такого понимания искусств было парадоксальное для нас соотношение понятий и взглядов. Из этого соотношения следовало:

расхождение между оценкой художника и оценкой произведения,

расхождение между искусством и прекрасным,

расхождение между пластическим искусством и поэзией.

"Часто мы наслаждаемся произведением, но пренебрегаем исполнителем" – говорил Плутарх в жизнеописании Перикла, и взгляд этот несомненно разделяло большинство греков классической эпохи. Платон превозносил идею прекрасного, но старался принизить искусство. Еще в эпоху классицизма повсеместно был распространен взгляд, что поэзия является божественным даром, а пластика – это сугубо человеческий труд и один из самых низких. Но также и много позже, во времена Рима Гораций задавал себе вопрос: является ли поэзия вообще искусством?

 

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия