Апостол Пётр. Фреска в соборе Святой Софии

В середине XII в. Новгородская республика стала независимым государством. Новгородцы избежали всеобщего разорения, которому подверглись русские земли в годы монголо-татарского нашествия. На фоне всеобщей катастрофы Новгород не только сумел уцелеть, но и приумножил свои богатства. Город был разделён на пятнадцать «кон­цов» — районов, которые, как и отдельные улицы, соперничали между собой в строительстве так называемых «кончанских» и «уличанеких» церквей и украшении их фресками. Известно, что с X в. по 1240 г. в Новгороде было построено сто двадцать пять церквей. По особому приглашению в Новгород прибыл Феофан Грек (около 1340 — около 1410) - замечательный византийский живописец.

 

Неизвестный святой. Фреска из алтарной части собора Рождества Богоматери, XII в. Новгород Великий.

 

 

Апостол Пётр. Фреска в соборе Святой Софии. XII в. Новгород Великий.

По свидетельству древнерусского церковного писателя Епифания Премудрого, Феофан Грек до своего появления в Новгороде расписал более сорока церквей за пределами Руси: в Халкидоне, Галате и Кафе (Малая Азия и Крым). Позднее он «подписывал» церкви в Москве и украшал живописью дворцы княжеской знати. Однако по прихоти судьбы сохранился единственный достоверный образец творчества этого великого мастера — фрески новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице, выполненные в 1378 г.

Мастер Феофан Грек

Фрески Феофана Грека (1)

Фрески Феофана Грека (2)

Современность.

Приведенные выше сведения о понятии и теории искусства относятся к недавнему прошлому, однако для характеристики современности их недостаточно. В этом периоде произошли столь большие изменения, что охватили даже само понятие, дефиницию искусства.

А. Чтобы понять современное искусство, неплохо обратиться к искусству XIX века. Оно обладало чертами, диаметрально противоположными сегодняшним: прежде всего сознательной упорядоченностью, т.е. оно уступало вкусам большинства и связанной с этим конвенциональностью, в то время как сегодняшнее искусство сознательно оппозиционно. Все их делит: конвенциональное искусство старалось скорее создать вещи изящные, чем новые, современное – наоборот. А вместе с тем первое хотело скорее развлекать потребителей, чем потрясти их; и с этой точки зрения позиция современного искусства противоположна. Новое искусство выросло из старого путем протеста. Называя сонм бунтующих художников "авангардом" и упрощенно представляя ситуацию, можно сказать, что смена произошла в три этапа: этап проклятого авангарда – воюющего – победившего.

Первый этап приходится еще на XIX столетие, на то время, когда господствовало конвенциональное искусство; однако нашлись в то время отдельные писатели и независимые художники, не считающиеся с мнением общества, провоцирующие его, сегодня прославленные, а в то время "проклятые" (maudits). Среди писателей таковыми были По (родившейся еще в 1804), Бодлер, Лотреамон, Рембо. В последней терции столетия оппозиционеры были не только в большинстве, но также объединены; в это время сформировались школы символистов и импрессионистов. Однако авангард еще не получил широкого признания и влияния. Зато в ХХ веке он стал явлением, с которым все меньше боролись, которому все больше удивлялись, даже подражали. В то время появились большие авангардные группировки, такие как сюрреализм и футуризм, особенно кубизм, абстракционизм, экспрессионизм в пластическом искусстве, а также многие другие в литературе и музыке. Этот авангард быстро привел к тому, что в искусстве свобода стала не только допустимой, но ее просто требовали; с ограничениями художников было покончено.

После первой, а особенно после второй мировой войны авангард был уже победившим. Ломающие конвенции художники-авангардисты были нарасхват, стали особенно ценимыми, известными, высоко оплачиваемыми.

Консервативные художники оказались отодвинутыми на оборонные позиции, спасались подражанием авангарду. С тех пор в расчет принимается только авангард. Если назвать модернизмом воюющий авангард, то можно сказать, что с его воин начался период постмодернизма. Собственно говоря, авангарда уже нет, поскольку есть только авангард.

 

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия