Летающий спутник

Летающий спутник

Заработок для студента

Заработок для студента

 Заказать диплом

 Курсовые работы

Курсовые работы

Репетиторы онлайн по любым предметам

Репетиторы онлайн по любым предметам

Выполнение дипломных, курсовых, контрольных работ

Выполнение дипломных, курсовых, контрольных работ

Магазин студенческих работ

Магазин студенческих работ

Диссертации на заказ

Диссертации на заказ

Заказать курсовую работу или скачать?

Заказать курсовую работу или скачать?

Эссе на заказ

Эссе на заказ

Банк рефератов и курсовых

Банк рефератов и курсовых

История искусства древней Руси Московское барокко.

После смерти царя Алексея Михайловича на престол взошёл его сын Фёдор, которому было всего лишь четырнадцать лет. Юный царь получил хорошее образование: его учителем был известный славянский просветитель и поэт Симеон Полоцкий. Фёдор Алексеевич говорил по-польски и по-латыни, писал стихи на трех языках, сочинял музыку и сам писал иконы. Он покровительствовал организации в России училищ. Однако царь страдал тяжёлой наследственной болезнью, от которой умер на седьмом году своего правления.

К тому времени оставались в живых два сына Алексея Михайловича. Старший, Иван, от первого брака царя с Марией Ильиничной Милославской, был слабоумен, но имел энергичную сестру — царевну Софью. Младший, Пётр, был сыном Натальи Кирилловны Нарышкиной, второй жены царя Алексея. Между Милославскими и Нарышкиными начались раздоры. Хитрая Софья пустила слух, будто Нарышкины хотят «извести» царевичей. Стрельцы ворвались в царские покои в Кремле и убили двух братьев Нарышкиных, дядей Петра I. Третий уцелел чудом, спрятавшись в чулане. По преданию, над дверью этого чулана висела икона Спаса Нерукотворного, и Лев Кириллович Нарышкин взмолился Христу о своём спасении, дав обет построить церковь.

Все это говорит о том, что хотя понятие искусства казалось бы устоялось, в действительности оно таковым не было: критерий принадлежности к искусству был разнообразен и непостоянен; в теории таким критерием было прекрасное, но на практике учитывался также вклад мысли и экспрессии, уровень серьезности и морали, индивидуальность работы, некоммерческий характер цели использования.

В древности проблемы, должно ли искусство быть житейским, практически используемым вообще не было, поскольку в свое понятие оно включало также портновское или же столярное умение. Но и позже проблема не возникала; можно считать, что повсеместный взгляд был таким: искусство служит прекрасному, красоте жизни; но если оно используемо ежедневно, практически или же в обществе, то тем лучше. Это не его цель, но желаемое следствие. Положение изменилось в XIX веке, уже в первой половине столетия; в это время появился лозунг исключительно эстетических целей и последствий искусства: l'art pour l'art, искусство для искусства. С таким же успехом, если не лучше можно было выдвинуть лозунг: прекрасное для прекрасного. Социолог объяснит, почему этот лозунг появился именно в это время и почему его родиной была Франция. В университетском курсе в 1818 г. философ Виктор Кузен говорил: "Прекрасное в природе и искусстве связано только само с собой. Искусство не является инструментом, оно имеет свою цель". Немногим позже литератор Теофил Готье в предисловии к повести "Albertus" в 1832 г. писал: "Чему оно служит? Служит тому, чтобы было красиво. Разве этого недостаточно? Включенная в позитивный список, поэзия становится прозой, из свободной – рабыней. В этом заключено искусство. Оно является свободой, роскошью, цветением (efflorescence), расцветом (épanouissement) души". Двумя годами позже в предисловии к "Mademoiselle de Maupin" Готье писал: "По настоящему красивым является то, что ничему не служит. Что-либо, являющееся пригодным для чего-то – отвратительно".

Понятие искусства в древности было ясным и выразительным, но сегодняшним потребностям оно уже не соответствует. Современное понятие ближе к этим потребностям, но оно не такое ясное и выразительное. Первое понятие является уже только историческим понятием, второе, по-видимому актуальное, требует исправления.

Сложилась такая ситуация: трудно было установить содержание понятия, поскольку не была установлена его область, но трудно было очертить и область, ибо по отношению к его содержанию не было согласия. Эта ситуация не является исключительной, особенно для таких общих и столь широко используемых понятий, как искусство. Это понятие характеризовалось и характеризуется непостоянством вдвойне.

А. В XIX веке искусство понималось и продолжает пониматься настолько широко и либерально, что охватывает не только 7 искусств Баттё, но также фотографию, кино, производство утвари, механические искусства, бытовое, прикладное искусство. Можно даже предположить, что такое понимание стало преобладающим; и если оно не было таковым в XIX ст., то стало им сейчас. В общем-то материальная культура не исключается огулом из искусства. Ведь множество принадлежащих к ней предметов, сделанных прежде всего для улучшения человеческой жизни, таких как кресла для сидения, тарелки для еды, ружья для охоты, часы для измерения времени – были и продолжают производиться с намерением быть одновременно и предметами искусства. А некоторые из этих предметов, изготовленные исключительно с мыслью их употребления, дают артистический эффект не хуже, а иногда и лучший чем те, что создавались с мыслью о красоте.

Церковь Покрова в Филях
Другие церкви XVII века (1)
Другие церкви XVII века (2)
Гражданская архитектура XVII века

 

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия