История искусства древней Руси Московское барокко.

После смерти царя Алексея Михайловича на престол взошёл его сын Фёдор, которому было всего лишь четырнадцать лет. Юный царь получил хорошее образование: его учителем был известный славянский просветитель и поэт Симеон Полоцкий. Фёдор Алексеевич говорил по-польски и по-латыни, писал стихи на трех языках, сочинял музыку и сам писал иконы. Он покровительствовал организации в России училищ. Однако царь страдал тяжёлой наследственной болезнью, от которой умер на седьмом году своего правления.

К тому времени оставались в живых два сына Алексея Михайловича. Старший, Иван, от первого брака царя с Марией Ильиничной Милославской, был слабоумен, но имел энергичную сестру — царевну Софью. Младший, Пётр, был сыном Натальи Кирилловны Нарышкиной, второй жены царя Алексея. Между Милославскими и Нарышкиными начались раздоры. Хитрая Софья пустила слух, будто Нарышкины хотят «извести» царевичей. Стрельцы ворвались в царские покои в Кремле и убили двух братьев Нарышкиных, дядей Петра I. Третий уцелел чудом, спрятавшись в чулане. По преданию, над дверью этого чулана висела икона Спаса Нерукотворного, и Лев Кириллович Нарышкин взмолился Христу о своём спасении, дав обет построить церковь.

Все это говорит о том, что хотя понятие искусства казалось бы устоялось, в действительности оно таковым не было: критерий принадлежности к искусству был разнообразен и непостоянен; в теории таким критерием было прекрасное, но на практике учитывался также вклад мысли и экспрессии, уровень серьезности и морали, индивидуальность работы, некоммерческий характер цели использования.

В древности проблемы, должно ли искусство быть житейским, практически используемым вообще не было, поскольку в свое понятие оно включало также портновское или же столярное умение. Но и позже проблема не возникала; можно считать, что повсеместный взгляд был таким: искусство служит прекрасному, красоте жизни; но если оно используемо ежедневно, практически или же в обществе, то тем лучше. Это не его цель, но желаемое следствие. Положение изменилось в XIX веке, уже в первой половине столетия; в это время появился лозунг исключительно эстетических целей и последствий искусства: l'art pour l'art, искусство для искусства. С таким же успехом, если не лучше можно было выдвинуть лозунг: прекрасное для прекрасного. Социолог объяснит, почему этот лозунг появился именно в это время и почему его родиной была Франция. В университетском курсе в 1818 г. философ Виктор Кузен говорил: "Прекрасное в природе и искусстве связано только само с собой. Искусство не является инструментом, оно имеет свою цель". Немногим позже литератор Теофил Готье в предисловии к повести "Albertus" в 1832 г. писал: "Чему оно служит? Служит тому, чтобы было красиво. Разве этого недостаточно? Включенная в позитивный список, поэзия становится прозой, из свободной – рабыней. В этом заключено искусство. Оно является свободой, роскошью, цветением (efflorescence), расцветом (épanouissement) души". Двумя годами позже в предисловии к "Mademoiselle de Maupin" Готье писал: "По настоящему красивым является то, что ничему не служит. Что-либо, являющееся пригодным для чего-то – отвратительно".

Понятие искусства в древности было ясным и выразительным, но сегодняшним потребностям оно уже не соответствует. Современное понятие ближе к этим потребностям, но оно не такое ясное и выразительное. Первое понятие является уже только историческим понятием, второе, по-видимому актуальное, требует исправления.

Сложилась такая ситуация: трудно было установить содержание понятия, поскольку не была установлена его область, но трудно было очертить и область, ибо по отношению к его содержанию не было согласия. Эта ситуация не является исключительной, особенно для таких общих и столь широко используемых понятий, как искусство. Это понятие характеризовалось и характеризуется непостоянством вдвойне.

А. В XIX веке искусство понималось и продолжает пониматься настолько широко и либерально, что охватывает не только 7 искусств Баттё, но также фотографию, кино, производство утвари, механические искусства, бытовое, прикладное искусство. Можно даже предположить, что такое понимание стало преобладающим; и если оно не было таковым в XIX ст., то стало им сейчас. В общем-то материальная культура не исключается огулом из искусства. Ведь множество принадлежащих к ней предметов, сделанных прежде всего для улучшения человеческой жизни, таких как кресла для сидения, тарелки для еды, ружья для охоты, часы для измерения времени – были и продолжают производиться с намерением быть одновременно и предметами искусства. А некоторые из этих предметов, изготовленные исключительно с мыслью их употребления, дают артистический эффект не хуже, а иногда и лучший чем те, что создавались с мыслью о красоте.

Церковь Покрова в Филях
Другие церкви XVII века (1)
Другие церкви XVII века (2)
Гражданская архитектура XVII века

 

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия