Летающий спутник

Летающий спутник

Заработок для студента

Заработок для студента

 Заказать диплом

 Курсовые работы

Курсовые работы

Репетиторы онлайн по любым предметам

Репетиторы онлайн по любым предметам

Выполнение дипломных, курсовых, контрольных работ

Выполнение дипломных, курсовых, контрольных работ

Магазин студенческих работ

Магазин студенческих работ

Диссертации на заказ

Диссертации на заказ

Заказать курсовую работу или скачать?

Заказать курсовую работу или скачать?

Эссе на заказ

Эссе на заказ

Банк рефератов и курсовых

Банк рефератов и курсовых

История искусства древней Руси. Церковь Вознесения в Коломенском.

Коломенское. Передние ворота с шатровой Часовой башней. 1671—1672 гг.

Традиция устанавливать памятники зародилась в глубокой древности. Древнегреческие и древнеримские города были украшены многочисленными статуями выдающихся правителей и полководцев, триумфальными арками, напоминавшими о славных победах, торжественными колоннами... В Древней Руси памятниками служили специально воздвигавшиеся кресты, часовни и в особых случаях храмы. Чаще всего сооружение храмов-памятников было связано с военными победами. Так, в память о победе над монголо-татарами на Куликовом поле (1380 г.) был построен храм Рождества Богородицы в Бобренёвском монастыре под Коломной. Знаменитый Покровский собор на Красной площади в Москве, больше известный как храм Василия Блаженного, был воздвигнут по повелению Ивана Грозного в честь победы русских полков над Казанским ханством в 1552 г. Однако не только военные победы отмечали строительством храмов-памятников. Были и другие события, казавшиеся современникам достойными увековечения в кирпиче и камне.

Один из самых счастливых и долгожданных дней в жизни московского государя Василия III наступил 25 августа 1530 г. Царь радовался не просто как отец, увидевший своего первенца, но и как правитель огромной неспокойной страны, понимавший, что если он не оставит наследника, то после его смерти в русских землях вновь начнутся смуты и междуусобья и здание единого государства, с таким трудом созданное его отцом Иваном III, даст опасные трещины.

 

А ждать наследника Василию Ивановичу пришлось долго — целых 25 лет. Его первая жена, бездетная Соломония Сабурова, уже давно томилась в монастыре. Да и вторая, Елена Глинская, не сразу подарила ему наследника. И вот наконец Бог дал царю сына... Радовался стольный город! Гудели в Москве колокола, люди в церквах горячо молились о здравии новорождённого княжича.

Василий III дал благочестивый обет: построить деревянный храм-памятник во имя небесного покровителя своего долгожданного сына — Святого Иоанна Предтечи.

Ровно через год, в августе 1531 г., в урочище Старое Ваганьково, неподалёку от Кремля, обещанный Богу храм был поставлен. Все необходимые детали были подготовлены заранее, и на сборку сооружения был потрачен всего один день, причём великий князь сам участвовал в строительстве.

Провозглашаемая Баттё теория изящных искусств состояла в усмотрении их общего свойства в том, что они подражают действительности. Казалось бы, он шел старой, и даже очень старой дорогой, хорошо известной с древности. Однако это только видимость, ибо с древности (точнее, с Платона и Аристотеля) искусства подразделяли на созидающие и подражающие, и все выводы о подражании, mimsis, imitatio в течении более чем 2000 лет относились единственно к "подражающим" искусствам – живописи, скульптуре, поэзии, но не к архитектуре или музыке. И только Баттё стал тем, кто все изящные искусства стал трактовать как подражающие и на подражании строил их общую теорию. Эта теория не кажется удачной и тем не менее она имела большой успех. Ведь она была первой всеобщей теорией искусства в новом понимании искусств.

Век XVIII, выделивший понятие искусства в современном значении, нашел также выражение и для отличительных свойств его законов, управляющих им. Уже много ранее Аристотель писал (Poёtica, 1460 b 13n), что "не одно и то же верно в политике и поэзии" и в искусстве нечто может быть верным, что в действительности невозможно. Однако лишь к концу XVIII века было высказано это лапидарное суждение: "Искусство является тем, что само устанавливает свои права" (was sich selbst die Regel gibt). Это мысль Ф.Шиллера, высказанная в письме к Кёрнеру (Briefe, III. 99). Однако эта мысль об автономии искусства не нашла такого признания, как мысль Баттё.

Оглядываясь назад на эволюцию понятия искусства скажем: такая эволюция была естественной, даже неизбежной. Можно только удивляться, что нужно было столько столетий, чтобы это понятие довести до сегодняшнего его вида. И случилось нечто особенное: древне-средневековое понятие искусства – этот отправной пункт эволюции – было грубым, но ясным, его удавалось просто и безукоризненно определить. Сегодняшнее же понятие, будучи конечным пунктом этой эволюции, более узкое, чем то и, казалось бы, более очерченное, как раз и не является очерченным и ускользает от определения. Подтверждают это современные словари и энциклопедии: они или избегают определения, либо придерживаются старого. Ведь определение Ларюсса – "application de la connaissance raisonnee et des moyens speciaux a la realisation d'une conception" – относится к старому, а не сегодняшнему понятию искусства. Или же, сужая понятие в согласии с его более поздней эволюцией, они очерчивают искусство в духе XVIII века при помощи прекрасного. Лейланд искусствами называет "toute production de la beaute par les oeuvres d'un etre conscient", а Рен называет их творениями, которых "principle is based on beauty".

Тем временем сегодняшнее искусство во многих своих течениях, по крайнем мере у дадаистов и сюрреалистов, уже не соответствует такому определению: прекрасное уже не только не является для искусства определяющим свойством, но даже необходимым свойством. И теоретики, вынужденные считаться с современным искусством, отбрасывают такую дефиницию. Сомнения, являются ли определения искусства при помощи прекрасного удачными, появились уже около 1900 г. А полвека спустя почти повсеместным стало убеждение, что это определение не является верным. И открылся еще один период в истории понятия искусства.

Таким образом, история этого понятия продолжается 25 столетий и распадается grosso modo на два периода, каждый из которых представлял иное понятие искусства. Первый период – период древнего понятия – был очень длительным, продолжался с V века старой эры до XVI века нашей. В течении этих долгих столетий искусство понималось как созидание в соответствии с правилами. Это было его первое понятие. Годы 1500 – 1750 были переходными годами: бытующее до этого времени понятие, хотя и утратило старые позиции, однако еще продолжало существовать, а новое уже было в стадии подготовки. И только около 1750 г. старое понятие уступило место новому. Теперь искусство означало то же, что и создание прекрасного. Это второе понятие было также повсеместно принято, как до того древнее. Его область была уже, оно охватывало 7 искусств, выделенных Баттё, и только эти искусства. В течении полутора столетий это новое понятие казалось более или менее подходящим до такой степени, что эстетики и теоретики искусства не думали о его замене и улучшении. Но наконец, пришли перемены: частично они были результатом углубленного анализа понятия, а частично эволюции, каковой были подвержены сами искусства. Они перестали помещаться в старом понятия искусства, соответствовать его исходной дефиниции.

 

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия