Летающий спутник

Летающий спутник

Заработок для студента

Заработок для студента

 Заказать диплом

 Курсовые работы

Курсовые работы

Репетиторы онлайн по любым предметам

Репетиторы онлайн по любым предметам

Выполнение дипломных, курсовых, контрольных работ

Выполнение дипломных, курсовых, контрольных работ

Магазин студенческих работ

Магазин студенческих работ

Диссертации на заказ

Диссертации на заказ

Заказать курсовую работу или скачать?

Заказать курсовую работу или скачать?

Эссе на заказ

Эссе на заказ

Банк рефератов и курсовых

Банк рефератов и курсовых

История Древнерусского искусства Ювелирное искусство. Святой Георгий. Византийская эмаль

Святой Георгий. Византийская эмаль. X—XII вв.

 

Замечательное искусство древнерусских ювелиров эпохи Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха поражало европейских путешественников, посещавших Русь в те времена. За долгие века оно было забыто. Однако усилиями отечественных археологов в XIX—XX столетиях творения древних мастеров обрели новую жизнь. Из-под земли были добыты сотни и тысячи украшений, созданных мастерами X — начала XIII в. Выставленные в витринах музеев, они способны зачаровать современную модницу и вызвать глубокое, искреннее восхищение художника.

В древние времена Русь испытывала влияние сразу нескольких развитых культур. В средневековом Киеве целые кварталы были населены иноземцами: греками, евреями и армянами. Суровые воины и ловкие торговцы из Скандинавии принесли в русские земли тонкое языческое искусство эпохи викингов. Торговцы с Востока — красочный и замысловатый орнамент, столь любимый в странах ислама. Наконец, христианство, принятое от могущественной Византийской империи, раскинувшейся на берегах Средиземного и Чёрного морей, связало Русь с высокой художественной культурой этого государства. Византия была в те времена светочем цивилизации в варварской Европе и хранительницей древних знаний, завещанных эпохой античности. Но наряду с христианством Русь в течение нескольких веков сохраняла стойкие языческие традиции. Сложная, высокоразвитая религиозная система восточнославянского язычества стала важным источником творческой фантазии древнерусских живописцев, скульпторов и ювелиров.

Ювелирные техники

Колты из Тереховского и Михайловского кладов

«Гривна Владимира Мономаха» Некоторые памятники древнерусского ювелирного искусства получили огромную известность. О них пишут статьи и книги, помещают их фотографии в альбомы, посвящённые культуре домонгольской Руси. Более всего знаменита «Черниговская гривна», или

Монголо-татарское нашествие оказалось гибельным для многих секретов ювелирного искусства. Владевшие ими мастера сгинули в лихую годину Батыева разгрома или были угнаны ордынцами для обслуживания их правителей. Целое столетие мастерство древнерусских ювелиров находилось практически в упадке, и лишь в середине — второй половине XIV в. началось его медленное возрождение.

 

Финифтяные изображения князей Бориса и Глеба на окладе Мстиславова Евангелия (XII в.) и на древних бармах, найденных близ Старой Рязани (XII—XIII в.).

Искусства подразделялись в точности с древними образцами, а особенно аристотелевским: на свободные и служебные, или механические. Свободные искусства – artes liberales – это те, которым учили в средневековых школах: арифметика и геометрия, логика и риторика. А значит, наукам, в нашем понимании, но никак не искусствам. То же, что мы называем "искусствами", не составляло среди средневековых artes плотной, целостной группы. Наоборот, опять, как в ранней Греции, они разделились между этими двумя областями. Музыка принадлежала к свободным искусствам, где соседствовала с математикой и логикой. А скульптура и живопись принадлежали к механическим искусствам. Ведь музыкант в своей голове составляет звуки также, как математик числа, а логик понятия, и инструментовка для него является только внешним выражением, как для этих вторых цифры и слова. Скульптор же и художник вынуждены работать в материи и работать вручную: их умение таким образом принадлежит к той же категории, что ткачество или обтесывание камня. Таким образом, вновь вернулась та же система понятий, которая была присуща классической культуре древней Греции. Пластические искусства в средние века занимали позицию, отличную от позиции поэзии, более неустойчивую, попеременно позитивную и негативную. Выражение негативной позиции несколько ранее дал Рабан Мавр (Carmen ad Bonosum, 30): "Написанное имеет в жизни большее значение и для каждого более полезно; изображение приносит только малое удовлетворение, насыщает взор, пока ново, но надоедает, когда устаревает, быстро теряет свою истинность и не пробуждает веры". Живопись казалась хуже поэзии оттого, что с точки зрения морали менее употребительна и к тому же не обращается к вещам духовным и божественным.

Но пробивал себе путь и другой взгляд. Ибо хотя в изображении вещи представлены materialiter, однако образованный зритель переживает их spiritualiter. Не образованный же черпает еще большую пользу: живопись заменяет ему написанное, является biblia pauperum.

Судьба живописи и поэзии в средневековых перечнях и делениях искусств была сходной: в этих перечнях нет ни живописи, ни поэзии. Живопись считалась механическим искусством, таких искусств было много, перечни приводили только важнейшие: их значимость измерялась употребительностью, употребительность же живописи казалась меньшей в сравнении с искусством земледельца, ткача или солдата, а поэтому в перечнях искусств ее пропускали. Поэзию в этих перечнях также пропускали; ее пропускали опять же потому, что как в древности, она не считалась искусством. Для людей средневековья она была скорее молитвой или исповедью, чем искусством.

XI. Новое время: Окончательное сближение поэзии и искусства

Как в Греции после классической эры наступил элленизм, так опять после средневековья Возрождение принесло перемены. Правильно сказано, что Возрождение не состояло в открытии древних памятников искусства, поскольку и до этого они были доступны и известны, но единственно в открытии того, что эти памятники "прекрасны". Пластическое искусство было освобождено от реализации моральных и религиозных целей и опять стало искусством для искусства и искусством прекрасного.

Преображение проходило двумя путями. Один строго соответствовал эллинизму и был непосредственно им инспирирован. Инициировал его Фичино во Флорентийской Платоновской Академии, реставрируя понятия и всю духовную позицию неоплатонизма. Опять на первый план впереди канонов и традиций выдвинулось свободное творчество, впереди рутины – индивидуальность, впереди наблюдения – воображение, впереди искусности – вдохновение. Место средневекового интеллектуализма заняла позиция, проникнутая эмоциями. В то время как средние века создавали прекрасное не говоря о нем, сейчас оно оказалось у всех на устах. Искусство оказалось сознательно связано с прекрасным. Его техническая и искусная составляющие, которые в предыдущей эпохе были существенными составляющими, сейчас по отношению к культу вдохновения, энтузиазма, гениальности отошли на второй план в иррациональной и гиперболической атмосфере, враждебной правилу, канону и закостеневшему дискурсивному разуму.

 

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия