Летающий спутник

Летающий спутник

Заработок для студента

Заработок для студента

 Заказать диплом

 Курсовые работы

Курсовые работы

Репетиторы онлайн по любым предметам

Репетиторы онлайн по любым предметам

Выполнение дипломных, курсовых, контрольных работ

Выполнение дипломных, курсовых, контрольных работ

Магазин студенческих работ

Магазин студенческих работ

Диссертации на заказ

Диссертации на заказ

Заказать курсовую работу или скачать?

Заказать курсовую работу или скачать?

Эссе на заказ

Эссе на заказ

Банк рефератов и курсовых

Банк рефератов и курсовых

История Древнерусского искусства. Стили русского книжного орнамента.

Печатная заставка в «Апостоле» Ивана Фёдорова. 1564 г.

 

Главным орнаментальным украшением средневековой рукописной книги была, как правило, заставка. На протяжении XII—XIX вв. русские книгописцы и живописцы выработали несколько последовательно сменявших друг друга (а временами конкурировавших между собой) орнаментальных стилей.

Древнейшим из них был старовизантийский стиль, который главенствовал в XI—XIII вв.: торжественный, даже несколько тяжеловесный, с обилием золотой краски. Другой характерной чертой этого стиля были строгий геометризм и правильность форм.

В XIII—XIV вв. его сменил чисто русский оригинальный тератологический (от греч. «тератос» — «чудовище»), т. е. чудовищный, звериный, стиль, возникший в Новгороде. Так он называется по той причине, что инициалы и заставки, выполненные в этом стиле, представляют собой переплетённых ремнями или жгутами невообразимых чудищ, зверей и птиц, лапы, шеи и хвосты которых изгибаются под немыслимыми углами, переходят в растения и вновь в конечности, но только уже других «персонажей» рисунка. Люди и животные как бы силятся разорвать удушающие их путы. В этом стиле очень многое взято из древней языческой культуры, которая самым парадоксальным образом соединяется с культурой христианской. Например, силуэты пятикупольных церквей в рукописях XIII—XV вв. создаются той же самой «чудовищной» плетёнкой, и кресты вырастают из голов хищных птиц. Золотописание почти исчезает, излюбленными тонами становятся тёмно-синие и небесно-голубые.

В XV—XVI вв. получают распространение балканский и нововизантийский стили. Заставки балканского стиля строго геометричны и состоят из правильных окружностей, квадратов, ромбов и восьмёрок с широкими петлями. Для балканского стиля характерны нежные травянистые, пастельные, изумрудные и ярко-красные тона. Нововизантийский стиль - подчёркнуто парадный и роскошный. Он возрождает в более изящных формах забытое золотописание домонгольского периода. Заставки нововизантийского стиля включают в себя сложные композиции, состоящие из трав, цветов и плодов. Рамка подобной заставки объёмна, она как бы «дышит», прорастая маленькими травинками.

Старовизантийский стиль

Чудовищный стиль

Нововизантийский стиль

Старопечатный стиль

Балканский стиль

Гуслицкий стиль

В XVI в. русские книжники знакомятся с немецкой гравюрой первых печатных книг и начинают тщательно перерисовывать характерные завитки листьев, цветки и шишечки. Довольно быстро эти художественные элементы получают широкую популярность в Московском государстве. Русские первопечатники Иван Фёдоров, Пётр Мстиславец, Андроник Тимофеевич Невежа и Иван Андроникович Невежин, создавая стиль оформления печатных книг, использовали известную им рукописную традицию. Так на основе соединения нововизантийского орнаментального стиля и гравюры возник старопечатный стиль. Сотни тысяч экземпляров старопечатных книг, изданных Московским Печатным двором во второй половине XVI -XVII в., украшены заставками, выполненными именно в этом стиле. Нет ничего странного в том, что со временем старопечатный стиль в своём законченном, развитом виде перешёл и в рукописную книгу, которая продолжала создаваться и была широко распространена. Таким образом печатники и живописцы несколько раз заимствовали друг у друга популярные изобразительные мотивы.

На рубеже XVII—XVIII вв. искусство орнаментики в рукописной книге приходит в упадок, так как сама рукописная книга вытесняется книгой печатной. Только старообрядцы продолжают развивать эту художественную традицию. В их среде создаются новые стили, например виртуозный поморский, который возник в Поморье, землях, лежащих по берегам Онежского озера и Белого моря, — крупнейшем центре старообрядчества. А нарядный гуслицкий стиль происходит из старообрядческого центра Гуслицы, расположенного недалеко от Москвы.

 

Инициал тератологического стиля в рукописи XIV в.

Средневековье, а затем и последующие столетия приняли понятийный и терминологический аппарат древних, дополняя его однако по своему. Схоласты понятие дифференцировали: например, Альберт Великий (Summa theol., q.26) различал прекрасное in corporibus, in essentialibus, in spiritualibus. Люди же Возрождения, смотрящие глазами мастеров пластического искусства, были склонны сужать понятие прекрасного до одного органа чувств, а именно – зрения: Фичино считал (Opera, 1561, s. 1574), что "прекрасное более относится к зрению, чем к слуху". А люди последующих столетий усвоили все варианты понятия прекрасного, употребляя их попеременно и кому как удобно. Спекулятивным эстетам удобнее было пользоваться широким, а эмпирикам – узким. К "изящным" искусствам в XVIII веке причисляли даже поэзию и искусство слова; к концу столетия их уже не причисляли, но причисляли музыку и танец. В ХIХ веке случалось название ограничивали пластическими искусствами - живописью и скульптурой.

Приведенные выше исторические сведения показывают, что теории прекрасного оперировали тремя понятиями прекрасного.

А. Прекрасное в самом широком смысле. Таким было первичное понятие греков, охватывающее также моральное прекрасное, а значит область не только эстетики, но также и этики. Схожий смысл можно найти также в средневековом высказывании: "pulchrum et perfectum idem est".

В. Прекрасное в исключительно эстетическом смысле. Оно охватывало единственно то, что вызывает эстетические переживания; зато оно охватывало все, что вызывает такие переживания – будь то цвет, звук или мысль. Именно это понятие прекрасного со временем стало основным понятием европейской культуры.

С. Прекрасное в эстетическом смысле, но суженном до области зрения. В этом смысле прекрасными могли быть единственно форма и цвет. Такое понятие прекрасного уже употреблялось в древности, в частности стоиками. В наше время оно появляется, пожалуй, более в естественном языке, чем в эстетике.

Однако эта тройственность прекрасного не затрудняет взаимопонимания; скорее его затрудняет громадина области прекрасного, объем и разнообразие его десигнатов. Среди них теоретики учитывают только некоторые, в частности те, которые им близки и кажутся типичными, с их помощью они строят свои теории; один учитывает одно, второй иное, и поэтому трудно предотвратить расхождения в результатах. Хорошо известны расхождения взглядов на прекрасное между классиками и романтиками; но таких расхождений было и остается несравнимо больше.

Из этих трех понятий главным понятием сегодняшней эстетики является понятие В: оно и будет темой последующих исторических рассмотрений. Первым вопросом должен быть вопрос: Возможно ли и как привести дефиницию прекрасного (в смысле В)?

Во всяком случае существует несколько дефиниций, берущих свое начало у известных мыслителей разных времен. Аристотель (Rhet., 1366 a 33) определял прекрасное как то, "что являясь благом, приятно". Фома Аквинский (Summa theol., I q. 5 a. 4 ad 1)): "то, что нравится, когда наблюдаемо", Кант: "что нравится не посредством чувств, ни понятий, но нравится с субъективной необходимостью, всеобъемлюще, непосредственно и совершенно без интереса" (Критика способности суждения, 1790, § 5).

 

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия