История Древнерусского искусства Оформление древнерусской книги.

Запись на печатной книге «История о Варлааме и Иоасафе», свидетельствующая о том, что она принадлежала Алексею Григорьевичу Наумову.

 

Искусство художественного оформления книги в средневековой России играло не меньшую роль и было не менее оригинально, чем, например, иконопись или архитектура. Абсолютное большинство книг того периода было духовного содержания.

Книга пришла на Русь вместе с христианством. В центре христианских обрядов стоит книга. Православные миссионеры всегда отправлялись к язычникам, имея при себе важнейшие книги христианского вероучения. Средневековая книга заключала в себе молитвы и богослужебные песнопения, жития святых и поучения Отцев Церкви. Летописи и хроники начинались библейской историей, своды законов не обходились без ссылок на Божью волю. Философия, география, политика и простая житейская премудрость основывались на религии.

Миниатюра, заставка, инициал

Миниатюры Изборника Святослава

Миниатюры в Летописном своде

Листы рукописных книг и грамоты работы патриарших золотописцев

На протяжении многих веков в Древней Руси поддерживалась византийская традиция глубокой религиозности, где Слово воспринималось как носитель премудрости Божьей, а книга — как источник Слова. Поэтому отношение к книге было весьма бережным, почти благоговейным, как к настоящей духовной драгоценности. Для подобного отношения были и вполне земные причины.

Книги тогда создавались на пергаменте — тонких листах особым способом обработанной телячьей кожи; пергамент стоил чрезвычайно дорого. В XIV в. на Руси впервые появилась бумага, которая вначале также стоила недёшево Высоко ценился и труд книгописцев (начало русского книгопечатания относится только к XVI в.), поскольку от них требовалось владение навыками красивого, почти рисованного письма. Древнейший книгописный почерк называется устав. Каждую букву уставного письма наносили на пергамент с особым тщанием, каждое слово требовало долгого труда. Позднее устав сменился полууставом и скорописью — более простыми в начертании почерками; однако и от книгописцев более поздних времён требовались большая красота и изящество письма, чем от простых писцов административных учреждений. Одним словом, книга вплоть до широкого распространения книгопечатания в России оставалась весьма дорогостоящим изделием.

Таким образом, со всех точек зрения средневековая рукописная книга была достойна того, чтобы её украшением занимались искусные мастера. И действительно, книги времён Древней Руси и Московского государства нередко бывали живописно оформлены известными художниками.

Apate, Katharsis, Mimesis

Аналогично тому как древние не выделяли творческой позиции, так не выделяли они и эстетической. Не отделяли они ее и от исследовательской позиции. Для исследования и рассматривания у них был один общий термин "theoria". Созерцание прекрасных и художественных вещей они считали ничем иным, как только приятным наблюдением. Процесс же наблюдения, хотя и различно интерпретированный их философами (одни понимали его физиологически, другие сугубо психологически, одни сенсуалистически, другие же с рациональным оттенком), они всегда понимали как психический процесс одного типа, который протекает всегда одинаково, независимо от того, хочет ли наблюдающий понять предмет, или же ищет в нем эстетическое удовлетворение. Однако они быстро заметили, что в вызванных искусством переживаниях имеются кроме наблюдаемых и иные факторы особого вида. Попытки определения этих факторов начались еще раньше. Платон и Аристотель, великие теории искусства которых известны издавна, не были здесь первыми. Теории создавались уже в V веке старой эры. Прежде всего они развились в среде софистов и более всего этим мы обязаны, насколько можно судить, Горгию.

Первые попытки проходили в трех направлениях. Одни были поиском своеобразия этих переживаний в иллюзиях, другие – в эмоциональном потрясении, особенность третьих была в том, что их предметом являются нереальные предметы, хотя и похожие на реальные. Основным понятием первой теории была apate, или иллюзия, второй - katharsis, или освобождение от чувств, третьей - mimesis, или воспроизведение. Эти три уже издавна появившиеся в Греции теории можно коротко назвать по-гречески апате, катарсис, мимесис. Как кажется, они очень широки и охватывают все переживания, связанные с искусством: равно как с пластическим, так и с поэзией. Можно услышать, что как бы там не было, греки видели, что объединяет эти области. Все же это недоразумение. Если эти теории могли быть и фактически со временем были распространенны на всю область искусств, то однако в своем греческом начале они не понимались широко: первоначально они принадлежали поэтике, описывали переживания, воспринимаемые в связи с поэзией, в частности с драматической поэзией, но в общем не содержали высказываний о пластических искусствах.

1. Теория апате (или "иллюзионистская, как бы ее сегодня назвали) утверждала, что театр воздействует потому, что вызывает обман (apate); она создает видимость и умеет убедить зрителя, что это действительность; пробуждает в нем такие чувства, как если бы он действительно был свидетелем страданий Эдипа или Электры, а не игры актеров. Это воздействие необычное, похожее на магическое, опирающееся на обольщающую силу слова, являющееся как бы очарованием зрителя и слушателя. Здесь иллюзия соединяется с магией. "Аpate", т.е. иллюзия, и "goeteia", т.е. (о)чарование – два выражения, которые при формулировке этого взгляда постоянно появляются вместе[19].

Почти с полной уверенностью можно сказать, что он был создан Горгием. В Похвале Елене (аутентичность которой сегодня уже не ставится под сомнение) он представляет иллюзию и магию как основу искусства. Во фрагменте же, сохраненном Плутархом, он неоднократно высказывает повторяемый потом парадокс, что трагедия является тем особенным произведением, где вводящий в обман является более порядочным, чем тот, кто не вводит, а введенный в обман более мудрым, чем тот, кто не был введен. Взгляд Горгия повторяется во многих сочинениях софистов, появляется он также и у писателей иного окружения, особенно выразительно у Полибия, который при помощи понятий Горгия противопоставляет историю и трагедию, воздействующую "dia ten apaten ton theomenon" – посредством иллюзии зрителей.

 

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия