Летающий спутник

Летающий спутник

Заработок для студента

Заработок для студента

 Заказать диплом

 Курсовые работы

Курсовые работы

Репетиторы онлайн по любым предметам

Репетиторы онлайн по любым предметам

Выполнение дипломных, курсовых, контрольных работ

Выполнение дипломных, курсовых, контрольных работ

Магазин студенческих работ

Магазин студенческих работ

Диссертации на заказ

Диссертации на заказ

Заказать курсовую работу или скачать?

Заказать курсовую работу или скачать?

Эссе на заказ

Эссе на заказ

Банк рефератов и курсовых

Банк рефератов и курсовых

История Древнерусского искусства Оформление древнерусской книги.

Запись на печатной книге «История о Варлааме и Иоасафе», свидетельствующая о том, что она принадлежала Алексею Григорьевичу Наумову.

 

Искусство художественного оформления книги в средневековой России играло не меньшую роль и было не менее оригинально, чем, например, иконопись или архитектура. Абсолютное большинство книг того периода было духовного содержания.

Книга пришла на Русь вместе с христианством. В центре христианских обрядов стоит книга. Православные миссионеры всегда отправлялись к язычникам, имея при себе важнейшие книги христианского вероучения. Средневековая книга заключала в себе молитвы и богослужебные песнопения, жития святых и поучения Отцев Церкви. Летописи и хроники начинались библейской историей, своды законов не обходились без ссылок на Божью волю. Философия, география, политика и простая житейская премудрость основывались на религии.

Миниатюра, заставка, инициал

Миниатюры Изборника Святослава

Миниатюры в Летописном своде

Листы рукописных книг и грамоты работы патриарших золотописцев

На протяжении многих веков в Древней Руси поддерживалась византийская традиция глубокой религиозности, где Слово воспринималось как носитель премудрости Божьей, а книга — как источник Слова. Поэтому отношение к книге было весьма бережным, почти благоговейным, как к настоящей духовной драгоценности. Для подобного отношения были и вполне земные причины.

Книги тогда создавались на пергаменте — тонких листах особым способом обработанной телячьей кожи; пергамент стоил чрезвычайно дорого. В XIV в. на Руси впервые появилась бумага, которая вначале также стоила недёшево Высоко ценился и труд книгописцев (начало русского книгопечатания относится только к XVI в.), поскольку от них требовалось владение навыками красивого, почти рисованного письма. Древнейший книгописный почерк называется устав. Каждую букву уставного письма наносили на пергамент с особым тщанием, каждое слово требовало долгого труда. Позднее устав сменился полууставом и скорописью — более простыми в начертании почерками; однако и от книгописцев более поздних времён требовались большая красота и изящество письма, чем от простых писцов административных учреждений. Одним словом, книга вплоть до широкого распространения книгопечатания в России оставалась весьма дорогостоящим изделием.

Таким образом, со всех точек зрения средневековая рукописная книга была достойна того, чтобы её украшением занимались искусные мастера. И действительно, книги времён Древней Руси и Московского государства нередко бывали живописно оформлены известными художниками.

Apate, Katharsis, Mimesis

Аналогично тому как древние не выделяли творческой позиции, так не выделяли они и эстетической. Не отделяли они ее и от исследовательской позиции. Для исследования и рассматривания у них был один общий термин "theoria". Созерцание прекрасных и художественных вещей они считали ничем иным, как только приятным наблюдением. Процесс же наблюдения, хотя и различно интерпретированный их философами (одни понимали его физиологически, другие сугубо психологически, одни сенсуалистически, другие же с рациональным оттенком), они всегда понимали как психический процесс одного типа, который протекает всегда одинаково, независимо от того, хочет ли наблюдающий понять предмет, или же ищет в нем эстетическое удовлетворение. Однако они быстро заметили, что в вызванных искусством переживаниях имеются кроме наблюдаемых и иные факторы особого вида. Попытки определения этих факторов начались еще раньше. Платон и Аристотель, великие теории искусства которых известны издавна, не были здесь первыми. Теории создавались уже в V веке старой эры. Прежде всего они развились в среде софистов и более всего этим мы обязаны, насколько можно судить, Горгию.

Первые попытки проходили в трех направлениях. Одни были поиском своеобразия этих переживаний в иллюзиях, другие – в эмоциональном потрясении, особенность третьих была в том, что их предметом являются нереальные предметы, хотя и похожие на реальные. Основным понятием первой теории была apate, или иллюзия, второй - katharsis, или освобождение от чувств, третьей - mimesis, или воспроизведение. Эти три уже издавна появившиеся в Греции теории можно коротко назвать по-гречески апате, катарсис, мимесис. Как кажется, они очень широки и охватывают все переживания, связанные с искусством: равно как с пластическим, так и с поэзией. Можно услышать, что как бы там не было, греки видели, что объединяет эти области. Все же это недоразумение. Если эти теории могли быть и фактически со временем были распространенны на всю область искусств, то однако в своем греческом начале они не понимались широко: первоначально они принадлежали поэтике, описывали переживания, воспринимаемые в связи с поэзией, в частности с драматической поэзией, но в общем не содержали высказываний о пластических искусствах.

1. Теория апате (или "иллюзионистская, как бы ее сегодня назвали) утверждала, что театр воздействует потому, что вызывает обман (apate); она создает видимость и умеет убедить зрителя, что это действительность; пробуждает в нем такие чувства, как если бы он действительно был свидетелем страданий Эдипа или Электры, а не игры актеров. Это воздействие необычное, похожее на магическое, опирающееся на обольщающую силу слова, являющееся как бы очарованием зрителя и слушателя. Здесь иллюзия соединяется с магией. "Аpate", т.е. иллюзия, и "goeteia", т.е. (о)чарование – два выражения, которые при формулировке этого взгляда постоянно появляются вместе[19].

Почти с полной уверенностью можно сказать, что он был создан Горгием. В Похвале Елене (аутентичность которой сегодня уже не ставится под сомнение) он представляет иллюзию и магию как основу искусства. Во фрагменте же, сохраненном Плутархом, он неоднократно высказывает повторяемый потом парадокс, что трагедия является тем особенным произведением, где вводящий в обман является более порядочным, чем тот, кто не вводит, а введенный в обман более мудрым, чем тот, кто не был введен. Взгляд Горгия повторяется во многих сочинениях софистов, появляется он также и у писателей иного окружения, особенно выразительно у Полибия, который при помощи понятий Горгия противопоставляет историю и трагедию, воздействующую "dia ten apaten ton theomenon" – посредством иллюзии зрителей.

 

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия