Летающий спутник

Летающий спутник

Заработок для студента

Заработок для студента

 Заказать диплом

 Курсовые работы

Курсовые работы

Репетиторы онлайн по любым предметам

Репетиторы онлайн по любым предметам

Выполнение дипломных, курсовых, контрольных работ

Выполнение дипломных, курсовых, контрольных работ

Магазин студенческих работ

Магазин студенческих работ

Диссертации на заказ

Диссертации на заказ

Заказать курсовую работу или скачать?

Заказать курсовую работу или скачать?

Эссе на заказ

Эссе на заказ

Банк рефератов и курсовых

Банк рефератов и курсовых

История Древнерусского искусства. Иконопись XVII века

Новозаветная Троица. Икона. XVII в. Иконопись XVII века.

 

Эволюционные процессы, происходившие в государственном строе России в XVII в., ломка традиционного мировоззрения, заметно выросший интерес к окружающему миру, тяга к «внешней премудрости» (т. е. наукам) отразились на общем характере русской культуры. Способствовали изменениям и необычайно расширившиеся связи страны с Западной Европой, а также с украинскими и белорусскими землями (особенно после воссоединения с Россией Левобережной Украины и части Белоруссии в середине столетия). «Родовой признак» культуры и искусства этой эпохи — «обмирщение», освобождение от канонов. Расширение тематики изображений, увеличение удельного веса светских (исторических) сюжетов, использование в качестве «образцов» западноевропейских гравюр (например, иллюстрированной Библии Яна Фишера-Пискатора) позволяли художникам творить с меньшей оглядкой на традиции, искать новые пути в искусстве. Однако нельзя забывать и того, что золотой век древнерусской живописи остался далеко позади. Подняться вновь на вершину в рамках старой системы было уже невозможно. Иконописцы оказались на перепутье.

Начало XVII в. ознаменовалось господством двух художественных направлений, унаследованных от предыдущей эпохи. Одно из них получило название годуновской школы, поскольку большинство известных произведений этого направления выполнено по заказу царя Бориса Годунова и его родственников. Годуновский стиль в целом отличают тяготение к повествовательное, перегруженность композиций деталями, телесность и материальность форм, увлечение архитектурными формами. В то же время ему присуща определённая ориентация на традиции великого прошлого, на образы далёкого рублёвско-дионисиевского времени.

Цветовая палитра произведений сдержанная. В построении формы большая роль отводилась рисунку. Другое направление принято называть строгановской школой.

Иконописец Симон Ушаков

Большинство икон этого стиля связано с заказами именитого купеческого рода Строгановых. Строгановская школа — это искусство иконной миниатюры. Не случайно её характерные черты ярче всего проявились в произведениях небольших размеров. В строгановских иконах с неслыханной до того времени дерзостью заявляет о себе эстетическое начало, как бы заслонившее культовое назначение образа. Не глубокое внутреннее содержание той или иной композиции и не богатство духовного мира персонажей волновали художников, а красота формы, в которой можно было всё это запечатлеть. Тщательное, мелкое письмо, мастерство отделки деталей и изощрённый рисунок, виртуозная каллиграфия линий, богатство и изысканность орнаментации, многоцветный колорит, важнейшей составной частью которого стали золото и серебро, - вот составные части художественного языка мастеров строгановской школы.

Одним из наиболее знаменитых художников-строгановцев был Прокопий Чирин. К числу его ранних работ относится икона «Никита-воин» (1593 г.). Образ Никиты, ещё сохраняющий отголоски лирических интонаций XV в., уже лишён внутренней значительности. Поза воина изысканно манерна. Тонкие ноги в золотых сапожках сдвинуты и чуть согнуты в коленях, отчего фигура едва удерживает равновесие. Голова и руки с «истончёнными» перстами кажутся слишком маленькими по сравнению с массивным торсом. Это не воин-защитник, а скорее светский щеголь, и меч в его руках — лишь атрибут праздничного наряда.

Понятие творчества

Древним не только не хватало эстетической точки зрения. Не хватало им также творческого понимания искусства, которое является вторым фактором, соединяющим в сознании нового времени поэзию с пластикой, или музыкой. Первым проявлением этой нехватки было преобладание во взглядах греков на искусство теории "подражания". В соответствии с ними художник не создает свои произведения, но воспроизводит их в соответствии с действительностью. Вторым же проявлением был поиск канонов искусства и культ тех канонов, которые считались найденными.

В искусстве ценили не оригинальность, но лишь совершенство, которое одно, и когда оно достигнуто, должно повторяться без изменений. Оригинальность не была интенцией греческих художников, но как бы против их воли проникала в их искусство; можно сказать, что они поддавались ей под давлением того обстоятельства, что манера их видения и восприятия была подвержена постоянному развитию. Однако на протяжении всего периода классики – как говорит английский историк Ф.Чэмберс – традиционализм был всемогущ, а новизна считалась оскорблением. До Геродота и Ксенофонта художников по именам не называли. И еще Аристотель утверждал, что в произведении искусства художник должен уничтожать следы своей личности.

Художественное производство понималось рутинно. В соответствии с трактовкой греков в него входило единственно три фактора: материал, труд и форма. В искусстве материал дан природой, труд не отличается от труда ремесленника, а форма есть, или по крайней мере должна быть, единственной и вечной. Не хватало четвертого фактора, который появляется во взглядах нового времени: свободной и творческой личности. В таком понимании производства для отдельного фактора творчества места не было. Тем более его не было в понимании творческого восприятия. Производство, понимаемое сугубо рутинно, и восприятие зрителя, понимаемое сугубо рецептивно – это были два вида отрицания творчества в области искусства.

Среди греков классической эпохи нераздельно господствовали две точки зрения: интеллектуальная и рецептивная. Они-то и соединили между собой вещи, которые нам кажутся очень далекими между собой. Каждое действие в сущности является знанием, а каждое знание рецептивно. В рубрике "знание" помещались все искусства. Но также без малого помещались и все области результатов человеческого разума; знание было genus не только для науки, философии, но также для добродетели (с Сократа), для искусства, для поэзии.

В этой громадной рубрике искусство встречалось с поэзией, но, primo, эта рубрика охватывала кроме того много других вещей, secundo, именно в ней искусство и поэзия находились на двух по возможности наиболее удаленных концах, поскольку искусство принадлежало к техническому знанию, поэзия же – к прорицательному.

 

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия