История искусства |
|||
Обзор Европейского и Русского искусства | на рубеже 19-20 века | ||
Древней Греции | Искусство Возрождения | ||
Зодчество | Московское барокко |
Фрески собора Михаила Златоверхого в Киеве. XII в. Святые апостолы в картине Страшного суда. Фрески на стене церкви Святого Георгия в Старой Ладоге. XII в. Литография В. А. Прохорова. XIX в. |
|
Этим, еще недавно принимаемым без дискуссий утверждениям об искусстве, противостоят некоторые художники и теоретики нашего времени, и даже целые их группы.
1. Появилась концепция, будто бы культура вредит искусству. Крайним глашатаем этой концепции является Ж.Дюбуффе, "профессиональный оппозиционер и враг культуры"; он утверждает, что культура подавляет всех, а особенно художников. Поэтому он является противником европейской традиции, противником греков, прекрасного в искусстве, противником его рациональности, литературного языка.
2. В понятии древнего грека искусство было искусностью, художник же – профессионалом, который этой искусностью обладает. И несмотря на все изменения, какие внесла двухтысячелетняя история в понятие искусства, этот мотив в нем остался: искусство является умением создавать красивые вещи, или те, которые трогают. Тем временем в современном победившем авангарде возникла этим взглядам оппозиция. Лозунг "конца искусства" (l'art est mort) прежде всего значит конец умелого искусства, профессионального. Его может культивировать кто угодно и как угодно. "Искусство существует на улице", поэтом может быть каждый, как уже раньше говорил Лотреамон. Или как позже А.Арп: "Все есть искусство". А в последнее время и польский писатель (M.Porębski, Ikonosfera, 1972): "Произведением искусства становится все, что сумеет привлечь к себе внимание".
3. Убеждение, что искусство является отдельной провинцией в нашем мире, даже привело к теории, будто бы его следует изолировать, что лишь тогда его произведения воздействуют надлежащим образом; этому служат рамы картин, цоколи скульптур, занавеси в театре. Сейчас же возникла противоположная теория: искусство воздействует надлежащим образом тогда, когда оно погружено в действительность. Американский скульптор Роберт Моррис утверждает, что расположение камней, копание земли, одним словом "земляные роботы" (earthworks), изменяющие природу, формируют наш мир и являются совершеннейшим воплощением искусства. По его мнению художник в сущности является работником физического труда, даже самый лучший живописец ничего не делает, как только переносит краски из тюбика на полотно; вышестоящим же по отношению к художнику понятием является грузчик (H.Rosenberg, De-definition of Art, 1972, s.246). Сегодня эта тенденция к натурализации искусства является побочной тенденцией, однако она появляется не только в визуальных искусствах: аналогичным явлением в музыке является т.н. "пластический звук", а в искусстве слова – "конкретная поэзия".
Три приведенных утверждения парадоксальны и шатки; они однако не так новы, как могло бы показаться. Разве XVIII век не протестовал (пером Руссо) против культуры, не привлекал дилетантов, не разбивал английские парки? Отличия только в том, что эти помыслы сегодня несравненно более радикальны. Три приведенных тезиса относятся к способу результативного культивирования искусства, тогда как в само понятие искусства нацелен четвертый тезис.
Площадь собора Святого Петра, имеющая форму эллипса, пространство колоннад, спроектированное Бернини, соединяет фасад базилики с маленькой площадью, образованной сходящимися крыльями, которые привлекают внимание классической части, сделанной Модерно. Это пространство призвано выделить обелиск, воздвигнутый Доменико Фонтаной для папы Сикста 5, и два фонтана. Проект Бернини с четырьмя крупными рядами колонн, образующих полушарие, сделал символическую значимость площади совершенно очевидной - церковь, обнимающая город и мир, - а также придал торжественность самой базилике.
История живописи, архитектуры,
скульптуры Популярная энциклопедия |