Искусство Старовавилонского Царства

 

Искусство древней Передней Азии Территория Передней Азии включает в себя очень разные природные зоны: Междуречье — долину рек Евфрата и Тифа, которую гре­ки называли Месопотамией, полуостров Малая Азия и примыкающие к нему горные районы, восточное побережье Средиземного моря, Иранское и Армянское нагорья. Народы, населявшие в древности этот обширный регион, одними из первых в мире основали города и государства, изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства.

Искусство древних народов Передней Азии может показаться сложным и загадочным: сюжеты, приёмы изображения человека или события, представления о пространстве и времени были тогда совершенно иными, чем теперь. Любое изображение содержало в себе дополнительный смысл, выходящий за рамки сюжета. За каждым персонажем стенной росписи или скульптуры стояла система абстрактных понятий — добро и зло, жизнь и смерть и т. д. Чтобы выразить это, мастера прибегали к языку символов; разобраться в нём современному человеку непросто. Символикой наполнены не только сцены из жизни богов, но и изображения исторических собы­тий: их понимали как отчёт человека перед богами за свои деяния. В храме Ферапонтова монастыря в подчеркнуто центрическом построении находит свое отражение характерный тип раннемосковского храмового зодчества, сформировавшийся в период объединения русских земель.

История искусства стран древней Передней Азии, начавшаяся на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. в Южном Междуречье, охватывает огромный период — несколько тысячелетий.

Искусство Шумера и Аккада

Оттиски резных печатей

Получение оттиска с резной печати

"Царская» гробница в Уре

Стелы царей

Храм — Зиккурат

Статуя Гудеа, правителя Лагаша

Искусство Старовавилонского Царства В 2003 г. до н. э, царство Шумера и Аккада прекратило своё существование, после того как в его пределы вторглось войско соседнего с ним Элама и разгромило столицу царства — город Ур. Период с XX по XVII в. до н. э. называют старовавилонским, поскольку самым важным политическим центром Междуречья в то время стал Вавилон. Его правитель Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) после жестокой борьбы вновь создал на этой территории сильное централизованное государство — Вавилонию.

Стела царя Хаммурапи из Суз

Искусство Хеттов и Хурритов

Крепость в Хаттусе

Горное святилище Язылы-Кая

Искусство Финикии

Хурритская скульптура

Искусство Ассирии О существовании Ассирии — мощного, агрессивного государства, чьи границы в период расцвета простирались от Средиземногоморя до Персидского залива, люди знали задолго до её археологического открытия из текстов Библии — священной книги иудеев и христиан. Ассирийцы жестоко расправлялись с противником: разрушали города, устраивали массовые казни, продавали в рабство десятки тысяч людей, переселяли целые народы. Но в то же время завоеватели с огромным вниманием относились к культурному наследию покорённых стран, изучая художественные принципы чужеземного мас­терства. Соединив традиции многих культур, ассирийское искусство приобрело неповторимый облик.

Дворец царя Ашшурнасирапала II

Дворец царя Ашшурнасирапала II в Ниневии

Мифические персонажи в искусстве древней Передней Азии

Искусство Урарту

Искусство Нововавилонского Царства Судьба Нововавилонского царства, особенно его столицы, поражает драматическим чередованием взлётов и падений. История Вавилонии — бесконечная череда военных конфликтов, из которых она далеко не всегда выходила победительницей. Особенно тяжёлой была борьба с Ассирией. В 689 г. до н. э. ассирийский властитель Синаххериб (705—680 гг. до н. э.) разрушил и затопил Вавилон, зверски расправившись с его жителями. Асархаддон, сын Синаххериба, приказал отстроить город, но, подавляя антиассирийский мятеж в 652 г. до н. э., повторил злодеяние отца.

Вавилонская башня

Ворота богини Иштар

"Львы" Вавилона

Искусство Скифов

Искусство Империи Ахеменидов Персы и мидяне — племена индоевропейского происхождения, населявшие Древний Иран, — впервые упоминаются в ассирийских хрониках IX в. до н. э. В 550 г. до н. э. персидский царь Кир II Великий (558— 530 гг. до н. э.), происходивший из династии Ахеменидов, сверг мидийского царя и присоединил Мидию к своему государству.

Дворец Артаксеркса в Сузах

Ападана в Персеполе

Зороастризм

Бехистунский рельеф

Искусство Парфии История Парфянского царства была короткой, но бурной и яркой. Территория Парфии (часть современной Туркмении и Северо-Восточный Иран) с VII в. до н. э. входи­ла в состав могущественных держав (сначала Мидии, затем Ахеменидского Ирана, ещё позже — империи Александра Македонского и, наконец, Селевкидского царства, названного так по имени его основателя Селевка (полководца Александра Македонского).

Декоративно-прикладное искусство

Искусство Империи Сасанидов Искусство этой империи, поглотившей Парфию, формировалось в период, когда в культуре Передней Азии совершался переход от античности к Средневековью. Сасаниды, будучи иранской династией, строили своё государство по образцу державы Ахеменидов, тем самым устанавливая наследственную связь с великими государями Древнего Ирана. Подобно Ахеменидам, Сасаниды насаждали в обществе представления о божественном происхождении власти правителя-шахиншаха — «царя царей». Государственной религией они избрали зороастризм. Сасанидское искусство возродило традицию монументального зодчества и скальной скульптуры эпохи Ахеменидов. Возведённые на высоких каменных террасах величественные храмовые комплексы и высеченные на скалах гигантские рельефы прославляли могущество и утверждли божественную сущность царской власти.

Сасанидские рельефы

 

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия