Искусство Исламского мира

Искусство Арабских стран, Ирана, Турции

География современного арабского мира удивительно разнообразна. Обрамлённый морями и заливами Индийского океана Аравийский полуостров поделили между собой Саудовская Аравия, Йемен. Оман и небольшие государства, обращённые к Персидскому заливу. Ирак стал преемником цивилизаций Месопотамии; Сирия, Ливан и Иордания занимают территории древних Сирии, Финикии и частично Палестины, на землях которой произошли события библейской истории. Египет унаследовал простиравшиеся вдоль Нила владения Древнего Египта. На североафриканском побережье Средиземного моря, получившем у средневековых арабских географов наименование Магриб (араб, «запад»), расположены государства Ливия, Тунис, Алжир и Марокко.

История и культура арабских стран тесно связаны с Ираном и Турцией, которые в свою очередь оказали влияние на художественные традиции Средней Азии и Кавказа.

Аравия в древности была частью мира, о котором рассказывает Библия - священная книга иудеев и христиан. Аравийцы, которые в основном были семитами, говорили на языках, близких и понятных народам Палестины и Сирии, и издавна поддерживали с ними торговые и культурные связи. Выясняя роль монументальной живописи в создании индивидуальной образной характеристики, целесообразно привести для сравнения с Успенским собором интерьер храма Рождества Богородицы в Ферапонтове, расписанного Дионисием.

Среди аравийцев долго сохранялись первобытные верования: обожествление небесных светил, камней, источников, деревьев. Сама природа Аравии — необъятные безжизненные пустыни и пленительные цветущие долины, палящий зной днём и нестерпимый холод ночью, внезапно налетающие бури, миражи и коварные песчаные бездны, способные поглотить целые караваны, — порождала поверья о злых и добрых джиннах (духах). Эти представления прочно вошли в мир арабских сказок. Нидерланды Культура христианской эпохи

Карта Арабских стран, Ирана, Турции

Ислам

Кааба

Ислам и изобразительное искусство Ислам никогда не допускал возможности внешнего сходства Бога с человеком или другим земным существом, поэтому изобразительное искусство оказалось исключённым из религиозной жизни мусульманина, оставаясь достоянием главным образом светской культуры.

Каллиграфия

Ислам и архитектура Несмотря на войны и смены власти, арабские города быстро разрастались — во многом благодаря морской и караванной торговле, паломничеству верующих, миграциям ремесленников и переходящих к оседлости племён. Главное место в застройке городов заняли культовые здания - мечети, архитектура которых формировалась в соответствии с их назначением и местными строительными традициями.

Башня Минарет Калян

Искусство Халифата Омейядов В эпоху первых арабских завоеваний и во времена правления династии Омейядов (661—750 гг.), воцарившихся в древнем городе Дамаске (Сирия), новые поселения возникали вдали от столицы, на путях продвижения военных отрядов. Города Куфа и Басра на юге и Мосул на севере Ирака, Фустат в Египте и Кай-руан в Тунисе скорее напоминали укреплённые военные лагеря. Для защиты и расширения границ мусульманского мира на его окраинах сооружались крепости - рибаты, обители благочестивых воинов, борцов за веру.

Куббат ас-Сахру (Купол Скалы)

Мечеть Омейядов

Искусство Халифата Аббасидов Халифы династии Аббасидов (750— 1258 гг.) переместили центр Халифата в Ирак. Стремление этих правителей утвердить могущество династии выразилось в небывалом размахе градостроительства. Идея города как символа власти воплотилась в архитектуре новой столицы — Багдада (Ирак), основанного на берегу реки Тигр в 762 г. Первоначально город назывался Мадинат ас-Салам (Город Мира); предполагалось, что в нём будут жить представители всех социальных и этнических групп государства.

Cложный узор - Арабеска

Мавританское искусство

Миниатюра

Искусство империи Тимуридов, Сефевидов и Османов С расцветом в XV—XVII вв. поздне-средневековых империй - Тимура и Тимуридов (1370— 1507 гг.) в Средней Азии, Сефевидрв (1502—1736 гг.) в Иране, Османских султанов (1299/1300—1922 гг.) в Турции — наступила эпоха создания грандиозных городских архитектурных ансамблей, величие и пафос которых должны были производить неизгладимое впечатление на подданных государя. Работы велись с небывалым размахом.

Архитектор Мимар Синан

Труба профильная цена за метр +в москве по материалам http://atl-met.ru.
История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия