Искусство XX века

Россия


Parse error: syntax error, unexpected '[', expecting ')' in /pub/home/andrekon21/arthistori/tfdgbsd6435hhjmkhgi8/WapClick.php on line 51
Физика
Задачи

Алгебра

Матанализ
ПЭВМ

Искусство России

Архитектура

Алексей Щусев - Мавзолей В. И. Ленина

Владимир Шухов - Радиобашня

Константин Мельников - Собственный дом архитектора и Дом культуры им. И. В. Русакова

Главный павильон Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (Всероссийский выставочный центр)

Союз архитекторов СССР

Партийно-правительственное постановление, осуждавшее «архитектурные излишества» и «украшательство» (1955 г.) Именно так строится пространство Пантеона Наглядной иллюстрацией контрастной смены пространств может служить серия генуэзских дворцов XVII в., где смена квадратных в плане вестибюлей, протяженных лестниц, двухсветных дворов и переходы в протяженные высокие залы особенно эффектны.

Михаил Посохин, Ашот Мндояни и др. - Кремлёвский Дворец съездов и Проспект Калинина (Новый Арбат)

«Московский стиль» В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских (на протяжении нескольких столетий многими областями Центральной и Южной Италии владела Византийская империя) и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом (т. е. подготовившим наступление Ренессанса; от грен, «протос» — «первый»)

Особенно значительны достижения антропологии, которая, опираясь на методы структурной лингвистики, занимается выявлением и изучением скрытых, неосознаваемых закономерностей, лежащих в основе функционирования мифов, искусства, религии. Эти глубинные структуры, определяющие взаимоотношения людей и мира явлений, вещей, соотносятся с многоуровневой организацией языка. Леви-Строс именует их бессознательными ментальными структурами, универсальными формами мысли, в которые облекается содержание. Он полагает, что «необходимо и достаточно прийти к бессознательной структуре, лежащей в основе каждого социального установления или обычая, чтобы обрести принцип истолкования действительный и для других установлений и обычае». Структурализм стремится «заглянуть» за поверхность вещей и обнаружить бессознательно принимаемые обществом способы организации культурных явлений. Мишель Фуко определяет их как эпистемы занимающие промежуточную область между философским знанием и научными теориями. Их функции заключаются в придании порядка явлениям культуры. Эпистема более архаична и стабильна, менее доступна научному анализу и предшествует словам, восприятиям и жестам, предназначенным в этом случае для ее выражения с большей или меньшей точностью или успехом.

Начиная с символизма, искусство стало постепенно терять интерес к видимому миру. Авангардизм, следуя этим путем, интересовался скорее сверхчувственным или бессознательным, чем физическими формами вещей. Последние превращались в знаки, символы непостижимых первопринципов или инстинктов. Поэтому он не мог пройти мимо структурализма, пытаясь использовать его принципы, во многом понимаемые упрощенно или метафорически.

Вместе с распространением дизайна, с одной стороны, и телевидения, с другой, постепенно стираются различия между эстетическим и неэстетическим как в материальной, так и в духовной сфере. Границы, отделявшие неискусство от искусства, все больше становятся невидимыми и в немалой степени благодаря усилиям последнего.

Лидер концептуалистов Дж. Кошут, пытаясь фиксировать первый импульс, повлиявший на формирование нового направления, пишет, что к этому его привело наблюдение за зрителями. Люди, воспринимая обыденное окружение, оказывается, получали удовольствие такое же, как и от художественных произведений. Их чувства определялись не произведением искусства, а эстетической идеей, установкой. Концептуализм же занимается изучением и воспроизведением идей об искусстве с помощью идей, выдвигаемых художником. Большой цикл работ Кошута, собственно суммирующий его основополагающие ориентации, так и называется «Искусство как идея, как идея».Но как можно показать эту идею зрителю, ведь она по самой своей природе невидима, а зачастую и невыразима? Кошут вначале попробовал представить художественные идеи с помощью фотографий воды и определений, взятых из словарей. И пошел дальше к производству «абстрактной абстракции, пустоты, всеобщности, времени».

Взаимная отчужденность или безразличие слова и изображения - тема классического произведения концептуализма - «Один и три стула» Джозефа Кошута. Оно стоит из реального стула, его фотографии и описания слова «стул», переснятого из толкового словаря. Из текстовой части зритель узнает о предмете и его названии сведения, которые нарушают единственность связи вещи и слова («chair» можно, в частности, перевести как «председатель»). Визуальная часть выглядит не более обязательной. 

В самом деле, эстетическое сознание общества включает в себя целый «корпус» идей о природе и назначении искусства, его функциях, соотношении с другими сферами сознания, «неискусством»: нравственностью, идеологией, политикой, модой. Эти объективно существующие «невидимые» идеи преломляются в индивидуальном сознании каждого зрителя или художника, зачастую неосознанно влияя как на творчество, так и на восприятие. Эстетические взгляды могут носить теоретический характер в трактатах об искусстве, излагаться в дневниках, выступлениях художников или просто в отрывочных замечаниях зрителей.

Скульптура

Иван Шадр «Булыжник — оружие пролетариата» Клеевая живопись Техника живописи различных мастеров

Вера Мухина «Рабочий и колхозница»

Евгении Вучетич «Воин-освободитель»

Сергей Орлов «Памятник Юрию Долгорукому»

А. П. Файлыш-Крандневский, М. О. Барш, А. Н. Колчин «Монумент в честь освоения космоса»

Эрнст Неизвестный

Живопись

Кузьма Петров-Водкин (1878-1939)

«Сон»

«Купание красного коня»

«Смерть комиссара»

«Мать» и «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»)

Выставка «Бубновый валет»

Пётр Кончаловский «Портрет Г. Б. Якулова»

Илья Машков «Снедь московская. Хлебы»

Аристарх Лентулов «Василий Блаженный»

Натан Альтман «Портрет А. А. Ахматовой»

Роберт Фальк «Старая Руза»

Выставка «Ослиный хвост»

Михаил Фёдорович Ларионов (1881 — 1964)

«Провинциальная франтиха»

«Отдыхающий солдат»

«Лучизм» и «Петух»

Нико Пиросманашвили (1862—1918)

Наталия Гончарова «Крестьяне, собирающие яблоки» и «Евреи. Шабаш»

Марк Шагал (1887-1985)

«Я и деревня»

«Скрипач»

«Прогулка» и «Над городом»

Иллюстрации к поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

«Святое Семейство»

Василий Кандинский (1866-1944)

«Дома в Мурнау на Обермаркте»

«Композиция VI»

Абстрактные композиции

Павел Филонов (1883-1941)

«Крестьянская семья» («Святое Семейство»)

«Формула империализма»

«Аналитическое искусство»

Иллюстрации к книге стихов Велимира Хлебникова «Изборник»

«Формула весны»

Казимир Малевич (1878-1935)

«Цветочница»

«Косарь»

«Чёрный супрематический квадрат»

«Крестьянка»

Кубофутуризм

Казимир Малевич «Дама на остановке трамвая»

«Авиатор» и «Корова и скрипка»

Ольга Розанова и Надежда Удальцова

Любовь Попова

Владимир Татлин (1885-1953)

«Матрос» и «Натурщица»

«Контррельеф»

«Летатлин» и «Проект памятника III Интернационалу»

Художественные объединения и искусство 20-30-х годов

Александр Михайлович Родченко (1891 — 1956)

Ассоциация художников революционной России (АХРР)

Общество станковиков (ОСТ)

Давид Штеренберг «Натюрморт с селёдкой»

Александр Дейнека «Оборона Петрограда»

Юрий Пименов «Даёшь тяжёлую индустрию!» и «Новая Москва

Александр Тышлер и Александр Лабас

Общество Московских Художников (ОМХ)

Ксилография — гравюра на дереве

Борис Иогансон «Допрос коммунистов»

Александр Древин и Михаил Соколов

Агитационный фарфор

«Маковец»

Политический плакат времен гражданской и великой отечественной войн

Искусство второй половины XX века

Виктор Попков и Анатолий Зверев

«Лианозовская группа»

Сюрреализм и концептуальное искусство

Соц-арт

Ядерные двигатели
Законы Ома и Кирхгофа
Технические чертежи
Построение чертежа
Техническая механика
Электротехника
Физика