Искусство XX века

Зарубежное искусство


Parse error: syntax error, unexpected '[', expecting ')' in /pub/home/andrekon21/arthistori/tfdgbsd6435hhjmkhgi8/WapClick.php on line 51
Физика
Задачи

Алгебра

Матанализ
ПЭВМ

Зарубежное искусство

Архитектура История современной архитектуры Запада писалась параллельно с её становлением. Лучшие зодчие столетия одновременно были теоретиками - исследователями и комментаторами процессов её развития. Очень часто именно благодаря полемическому и пропагандистскому дару их новаторские идеи, которые вначале не находили воплощения или реализовались в единичных постройках, всё же обретали признание и получали распространение. Маньеризм почти не затронул Венецию, которая во второй половине XVI столетия стала главным очагом позднеренессансного искусства. Хотя торговое и политическое значение Венецианской республики неуклонно падало, как и её могущество.

Вальтер Гропиус и «Баухауз»

Обувная фабрика «Фагус»

Комплекс зданий «Баухауза» в Дессау

Комплекс зданий «Баухауза», фрагмент Оптическое смешение красок по принципу старых мастеров Техника живописи различных мастеров

Собственный дом архитектора

Людвиг Мисс Ван дер Роэ (1886-1969) Один из ведущих архитекторов Германии и США, создатель международного стиля в зодчестве XX в. Людвиг Мис ван дер Роэ родился в Ахене в семье мастера-каменщика. С четырнадцати лет Мис (лишь в 20-х гг. он присоединил к своему имени фамилию матери) начал помогать отцу, затем учился в местном ремесленном училище, работал резчиком по штукатурке, чертёжником-рисовальщиком.

Павильон Германии на Международной выставке в Барселоне

Концептуалистов интересует процесс создания, а не готовое произведение. Этапы процесса и предпосылки художественного творчества, его структура документируются, воспроизводятся с помощью фотографий, текстов, графиков, диаграмм, даже формул, магнитофонных и видеозаписей, карт, книг. Связь документов ведет к формированию особого воображаемого объекта, «произведения».

Концептуализм ведет свою родословную от кубизма, с его акцентированием идеи, а не физических свойств изображаемого предмета: пепельницы, стакана, веера, стола, бутылки, раковины, скрипки. И конечно. крестным отцом концептуализма Кошут, и не только он, считает Дюшана. Дюшан, как уже упоминалось, вообще проявлял склонность к отрицанию «физической», «ретинальной» живописи, призывая ориентироваться на головное интеллектуальное творчество. Дюшан, считает Кошут, впервые раскрыл «собственную идентичность искусства», изменив фокус подхода к нему, подчеркивая, что для последнего важен не столько анализ его формы, сколько функции. Поворот от внешнего вида вещи к концепции и знаменует начало концептуализма. Существенно меняется и роль художника. Он высказывает суждение об искусстве, закодированное в документации, не в качестве творца, а превращаясь в демонстратора продукта. Скорее всего, он похож на телевизионного ведущего, комментатора, которому не принадлежит сообщаемая им информация. К примеру, Роберт Бэрри в 1 час 36 минут 5 июня 1969 года в Нью-Йорке говорит: «Вот все вещи, которые мне известны, но не приходят в голову в данный момент».

В одном случае, как у абстракционистов, желание «объясниться» рождает потребность в написании теоретических текстов, задача которых — восстановить коммуникацию, но только в сфере знаемого, а не воспринимаемого. Многочисленные манифесты различных группировок, в сущности, означают или, лучше сказать, претендуют на роль порождающих творчество сценариев, планов, стратегий, и нет причины не считать их концептуальным искусством. Слово в антиарте должно воссоздать коммуникацию со зрителем. То, что можно считать новым у него, - стремление сделать обозримым сам процесс порождения сценария, идеи. Сложность восприятия концептуализма состояла а том, что оно должно было опираться на невидимое, слой знания. Зритель вынужден был ориентироваться не на

предметные, узнаваемые формы, а на их отсутствие. Социальный же круг, знакомый с теорией искусства, был очень узок. Практически  концептуализм, по признанию Кошута, оставался творчеством для художников. Причем сложность произведения, семантическая или формальная, не обязательно ведет к теоретическим высказываниям подобного рода. Напротив, чем элементарнее или проще содержание - один мазок кисти, или сеть пятен, или те же реди-мейд Дюшана, - тем пространнее объяснение. Минимализм формы соседствует со сложностью теоретических конструкций. Утопическая мечта передать чувство прямо, без посредников, владеющая умами не одного поколения авангардистов до сих пор не умирает.

Значение слова и изображения в культуре было всегда неравноценно. Если изображение отождествлялось с прямым, узнаваемым, непосредственным обращением к эмоциональному, почти не контролируемому опыту коллектива, то слово — со знанием, в конечном счете служащим для управления природными и общественными процессами. Искусство во все времена стремилось к общезначимости своих идеалов и методов, способов выражения. Авангардистские течения все более специализируются, разрывая художественный образ на отдельные составляющие его элементы. Текст и документация несли иллюзию достижения общезначимости и надежду на понимание. Концептуализм соединил уровень абстрактных идей и документов. Антиискусство переняло у лингвистики, социологии, научного знания метод расщепления абстрактных понятий на отдельные проверяемые элементы, пытаясь таким способом решить вопросы эстетики и философии, оперирующих наиболее предельными категориями. Однако известно, что невозможно перевести визуальный образ полностью в научные понятия и определения, гак же как последние выразить до конца в чувственных явлениях.

Концептуализм, как и любое художественное движение был внутренне  неоднороден. Метафизическую позицию Кошута разделяли только несколько его единомышленников, сплотившихся вокруг журнала «Art - Language» («Искусство — язык»). Большинство же считали, что антиарт может разрабатывать любые идеи, вытекающие из связи искусства с моралью, идеологией, политикой и художественным рынком. Сол Левит, один из наиболее известных минималистов и концептуалистов, полемизируя с Кошутом, полагает: «Философия работы заключена в ней, последняя не является иллюстрацией системы философии», намекая на суждение теоретика, согласно которому искусство должно быть аналогом философии.

Концептуализм не стремился к созданию новых художественных произведений, считая, что в обществе уже предостаточно традиционных. Исходя из двойного существования объектов — физического и духовного, — они пытались выявить систему идей, знаний, норм, стоящих «за ними» и влияющих на восприятие. Знаемое, но невидимое определяет установку, условия ограничения восприятия, угол преломления. С помощью документации концептуалисты создают контекст, мысленную «раму», направляющую видение и понимание идеи.

Здание архитектурно-проектировочного факультета Иллинойсского технологического института

Жилые дома на Лейк-Шор-драйв и Сигрем-билдинг

Ле Корбюзье (1887-1965)

«Натюрморт»

Рабочий посёлок Пессак близ Бордо

«Дом-Ино» и Вилла Савой

Здание Центросоюза

Дворец правительства В архитектуре Чандигарха нет ни малейшей ассоциации с колошшьным прошлым Индии, которая совсем недавно, в 1947 г., обрела независимость.

Капелла Нотр-Дам-дю-О

Жилой дом

Фруйк Ллойд Райт (1869-1959)

«Дома прерий»

Церковь и Дом Роби

Музей Гуггенхейма

Вилла Кауфмана («Дом над водопадом»)

Архитектура второй половины XX века К 1945 г. мировым лидером авангарда в архитектуре являлись США, куда в 20—30-х гг. эмигрировали виднейшие европейские зодчие довоенного периода, в том числе Вальтер Гропиус и Людвиг Мис ван дер Роэ. Последний стремился создать своего рода канон современного зодчества в виде высотного здания — «коробки» со сплошь остеклёнными стенами. Под влиянием манеры Миса ван дер Роэ построены десятки административных зданий в Америке и Европе.

Эро Сааринен - Аэровокзал компании TWA

Пьер Луиджи Нерви, Аннибале Вителлоцци - Малый Дворец спорта

Оскар Нимейер - Здание Национального конгресса

Кэндзо Тангэ - Центр средств массовой информации

Йорн Утцон - Оперный театр В 1954 г. власти Сиднея, крупнейшего города Австралии, предложили премию за проект здания Оперного театра, местом для которого был избран мыс Бенелонг-Пойнт в сиднейской гавани.

Иоганн Отто фон Шпрекельсен - Большая арка в районе Дефанс

Скульптура

Эрнст Барлах «Памятник павшим» и «Мститель»

Константин Брынкуши «Стол молчания» и «Уснувшая муза»

Александр Архипенко «Женщина, расчёсывающая волосы»

Осип Цадкин «Разрушенный город»

Генри Мур (1898—1986) Генри Мур родился в промышленном городке Касглфорд на востоке Англии. Он был седьмым из восьми детей в семье горного инженера. Несмотря на материальные трудности, Мур получил серьёзное художественное образование на отделении скульптуры колледжа искусств в Лидсе, а с 1921 г. - в Лондонском королевском колледже искусств (после двух лет учёбы он семь лет работал там преподавателем).

«Полулежащая» и «Струнные мать и дитя»

«Семейная группа»

«Лежашая фигура»

Скульптура конструктивизма

Живопись

Фовизм Первым художественным течением, которое обогатило культуру XX столетия, был фовизм. Его название произошло от французского слова Гаиуе - «дикие», а появилось оно после Осеннего салона 1905 г., где представили свои работы Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк, Жорж Руо, Кес ван Донген, Альбер Марке и другие художники.

Андре Дерен «Лодки в Коллиуре» и «Порт в Гавре»

Морис де Вламинк «Баржи на Сене»

Жорж Руо «Святой лик»

Кес ван Донген «Портрет Фернанды» и «Женщина в чёрной шляпе»

Альбер Марке «Пристань в Ментоне»

Анри Матисс (1869-1954) Анри Матисс родился в городке Като-Камбрези на севере Франции. Его отец, торговец зерном и владелец лавки, мечтал видеть сына адвокатом. В 1888 г. Матисс благополучно выдержал экзамен на факультете права в Париже и, вернувшись на родину, поступил в адвокатскую контору.

«Роскошь, спокойствие и наслаждение»

«Зелёная полоса» («Малам Матисс») и «Радость жизни»

«Музыка» и «Танец»

«Красные рыбки» Матисса по праву считали главой фовистов. В 1906 г. в парижской мастерской на улице Севр открылась школа Матисса.

«Марокканка» («Зора»)

«Попугайчик и сирена»

«Натюрморт с раковиной»

Экспрессионизм В истории искусств термин экспрессионизм (от лат. expressio — «выражение») применим к широкому кругу явлений. И всё же как определённое течение в изобразительном искусстве экспрессионизм объединяет прежде всего творчество группы художников, работавших в Германии перед Первой мировой войной.

Парижская школа

Амедео Модильяни «Портрет X. Сутина» и «Обнажённая, откинувшаяся на белую подушку»

Хаим Сутин (1893— 1943)

Карл Шмидт-Ротлуфф «Автопортрет»

Эрнст Людвиг Кирхнер (1880 — 1936)

Эмиль Нольде (1867—1956) «Мой прекрасный, мой трагический мир» — так определил однажды Эмиль Нольде (1867—1956) образы, которые рождались в его душе. Эмиль Ханзен (это его настоящая фамилия) родился в деревне Нольде на севере Германии. Окончив школу художественной резьбы, он начал работать на мебельной фабрике.

Художественное объединение «Синий всадник»

Франц Марк (1880—1916)

«Синяя лошадь»

Экспрессионизм в других странах

Художественное объединение «Новая вещественность»

Пауль Клее (1879-1940) Творчество Пауля Клее с равным основанием относят к главным художественным течениям XX в. - экспрессионизму, кубизму, сюрреализму, абстракционизму. Но в то же время можно утверждать, что оно не принадлежало целиком ни к одному из них.

«Полная луна»

«Вращающийся дом»

«Вспышка страха III» и «Смерть и пламя»

Кубизм К началу XX столетия - времени рождения кубизма — мастера предыдущего поколения уже сильно пошатнули ранее незыблемые основы европейской живописи. В те же годы в Европе стала очень популярной традиционная африканская скульптура. Она давала пример свободного обращения с формой: так, голова статуи могла быть больше тела, и при этом фигура выглядела очень выразительно.

Пабло Пикассо «Портрет А. Воллара» и «Авиньонские девицы»

Фернан Леже «Ступени»

Жорж Брак (1882-1963)

Кубизм во Франции Яркими представителями кубизма во Франции были Хуан Грис .1887—1927), Фернан Леже, Робер Делоне (1885—1941), Луи Маркуси 1878—1941). Они, как и многие другие художники, привносили свои нюансы и особенности в развитие этого направления.

Хуан Грис «Завтрак»

Робер и Соня Делоне «Круглые формы»

Амеле Озанфан «Графика на чёрном фоне»

Пабло Пикассо (1881-1973)

«Голубой период» творчества Пикассо

«Девочка с голубем»

«Девочка на шаре»

«Розовый период» творчества Пикассо Постепенно Пикассо изменил цвета палитры на ало-золотисто-розовые (отсюда и название — «розовый период»), общая грустная тональность картин смягчилась. Главные персонажи «розового периода» — бродячие артисты, циркачи. Их бедный и вольный мир сплочён прочнейшими узами душевного родства, братства, общей судьбы.

«Девушка с веером»

«Кларнет и скрипка»

Занавес к спектаклю «Парад»

«Герника»

«В ателье скульптора»

Футуризм

Новые течения в искусстве нередко заявляют о своём появлении публикацией художественных программ и, как правило, всячески ниспровергают предшествующие «открытия». В громкости подобных заявлений представителям футуризма не было равных. Это естественно: само название футуризм (от лат. futurum — «будущее») говорило об их намерении создавать новое искусство, искусство будущего, приверженности к переменам и о решительном отказе от традиций.

Умберто Боччони «Атака улан»

Джакомо Балла «Динамизм собаки на поводке»

Метафизическая живопись

Джордже Де Кирико (1888-1978)

«Тайна дня»

«Ностальгия по бесконечному» и «Башня»

«Ум ребёнка» («Вспоминающий»)

Джордже Моранди «Натюрморт»

Неопластицизм Представители неопластицизма придерживались не многих принципов: в их живописных произведениях линии пересекаются перпендикулярно, палитра ограничивается красным, синим и жёлтым, т. е. тремя чистыми основными цветами (допускаются также белый, чёрный и серый).

Тео ван Дусбургом (1883—1931) - основатель группы «Стиль»

Пит Моидриан (1872-1944)

«Композиция с синим»

«Нью-Йорк-сити» и «Бродвей буги-вуги»

Дадаиз Странное слово «дада» дало название одному из этапов европейской культуры (правда, иногда дадаизм именуют контркультурой, или антикультурой). Существуют разные варианты его толкования. Это и детский лепет. И игрушечный конёк, как его называют французские ребятишки.

Марсель Дюшан (1887—1968)

Франсис Пикабиа «Дитя-карбюратор»

Курт Швиттерс «Мерц 25А»

Сюрреализм Слово сюрреализм (франц. «сверхреальность») уже давно превратилось в общеупотребительное понятие, которым обозначают всё странно сочетаемое, удивительное, фантастическое, оторванное от реальности. Что же касается сюрреализма как художественного направления, то начало ему положил «Манифест сюрреализма», опубликованный французским поэтом Андре Бретоном в 1924 г.

Андре Массон «Медитация на дубовом листе»

Макс Эрнст «Она хранит свою тайну» и «Дева наказывает Иисуса в присутствии А. Б., П. Е. и художника»

Ив Танги «Мама, папа ранен!» и «Лента излишеств»

Рене Магритт «Шедевр, или Мистерия горизонта»

«Красная модель» и «Чёрная магия»

Сальвадор Дали (1904-1989) Трудно назвать другого художника, о котором слагалось бы такое количество мифов, как о Дали. Пожалуй, сам он считал существование на публике ещё одной гранью творчества и потому постоянно провоцировал скандальный интерес к своей особе. Но сегодня ясно, что этот универсальный мастер — живописец, график, скульптор, писатель, поэт, сценарист - действительно занимает уникальное место в художественной культуре XX в.

«Постоянство памяти»

«Частичная галлюцинация: шесть портретов Ленина на фортепьяно» и «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» И в этой и в других работах, таких, как «Частичная галлюцинация: шесть портретов Ленина на фортепьяно» (1931 г.), «Мягкая конструкция с варёными бобами: предчувствие гражданской войны в Испании» (1936 г.), «Пылающий жираф» (1936 г.), «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944 г.), прочитывается чёткость и абсолютная продуманность композиционного и колористического строя.

«Пылающий жираф» и «Мягкая конструкция с варёнымибобами: предчувстви гражданской войны в Испании»

«Осенний каннибализм»

«Искушение Святого Антония», «Мадонна порта Льигат» и «Атомная Леда»

«Атомистический крест»

«Открытие Америки Христофором Колумбом»

«Христос Святого Иоанна Креста»

Хоан Миро (1893-1983) «Самым красивым пером на шляпе сюрреализма» назвал испанского художника Хоана Миро основатель течения Андре Бретон. Миро родился в столице Каталонии Барселоне. Отец его был ремесленником — часовщиком и золотых дел мастером, а сына он мечтал видеть бухгалтером. Однако единственным предметом, который увлёк Миро в общеобразовательной школе, стало рисование. Он упросил отца позволить ему учиться в школе ремёсел, а затем в художественной.

«Вспаханное поле» и «Каталонский пейзаж. Охотник»

«Собака, лающая на луну»

«Полёт птицы вокруг женщины с тремя волосами» и «Верёвка и фигура 1»

Абстрактный экспрессионизм

Аршил Горки «Агония» и «Печень и гребешок петуха»

Джексон Поллок «Без названия»

Марк Ротко «Номер 10»

Ташизм — французский вариант абстрактного экспрессионизма Термин «ташизм», введённый в обиход в 1954 г. одним из критиков, первоначально носил негативный оттенок. Сами представители этого движения называли его «лирическая абстракция» или «живопись действия». Время расцвета ташизма - 1950— 1955 гг.; главным его пропагандистом и идеологом был критик Шарль Эстьен.

Оп-арт

Поп-арт

Энди Уорхолл «Мерилин» и «200 банок супа «Кемпбелл»»

Рой Лихтенштейн «Может быть...»

«Бедное искусство»

«Новый реализм»

Процессуальное искусство Существенная особенность культуры авангарда — отрицание границ между искусством и жизнью. Поэтому художественным произведением может считаться не только готовый результат работы художника, но и её процесс. Более того, «объектом искусства» становится сам художник: скандально-игровой стиль жизни футуристов, дадаистов, сюрреалистов — неотъемлемая часть соответствующих артистических движений. Наконец, поп-арт объявил искусством буквально всё вокруг.

Гиперреализм

Постмодернизм и Трансавангард

Боди-арт

Кинетическое искусство

Концептуализм Концептуализм (от лат. conceptus — «мысль», «представление») возник в середине 60-х гг. XX в. одновременно в Англии и США и очень скоро сделался ведущим направлением современного искусства.

Ядерные двигатели
Законы Ома и Кирхгофа
Технические чертежи
Построение чертежа
Техническая механика
Электротехника
Физика