«Розовый период» творчества Пикассо.

Постепенно Пикассо изменил цвета палитры на ало-золотисто-розовые (отсюда и название — «розовый период»), общая грустная тональность картин смягчилась. Главные персонажи «розового периода» — бродячие артисты, циркачи. Их бедный и вольный мир сплочён прочнейшими узами душевного родства, братства, общей судьбы.

и трудов. Художник изображал их на фоне странных пустынных ландшафтов. Эта, казалось бы, реальная среда выглядит как иная планета, загадочное пространство, отделяющее его наивных и мудрых героев от всех остальных людей. Жан-Антуан . «Вольтер». Гудон1781 г Терракотовая модель для мрамора. Высота 119,4 см. Музей Фабра. Монпелье. Париж

В конце «розового периода» у Пикассо появились картины, навеянные античной классикой, — с обнажёнными юношами, ведущими и купающими лошадей («Мальчик с лошадью», 1905—1906 гг.; «Водопой», 1906 г.), с обнажёнными девушками. Здесь нет щемящей жалости, неприкаянности и трагизма. Поэзия античного мифа ещё не раз войдёт в творчество художника, постоянно возвращая его к непреходящим ценностям, к красоте, исполненной достоинства.

ЛЕКЦИЯ№3

КУБИЗМ

Пабло Пикассо; 

Жан Метценже;

Марсель Дюшан;

Раймон Дюшан-Вийон;

Жак Вийон;

Робер Делоне;

Анри Ле Фоконье;

Аристарх Лентулов;

Жорж Брак; 

Альбер Глез; 

Фернан Леже; 

Казимир Малевич;

Надежда Удальцова;

Любовь Попова.

Кубизм (фр. cubisme, от cub – куб) – модернистское течение европейского изобразительного искусства начала ХХ в. Кубисты стремились выявить геометрическую структуру видимых объемных форм, разлагая реальные предметы на части и организовывая их в другом порядке в новую форму. Название сложилось из внешнего сходства живописи кубистов с простыми геометрическими телами – шаром, конусом, призмой, кубом. Кубизм ставил целью познание реальности, раскрытие внутренней, философской сущности предметов с помощью новых средств. Он знаменовал собой отказ от реализма и вызов стандартной красивости официального салонного искусства.

Кубизм сложился во французском искусстве в 1900-1910-е годы. Течение представляет собой сложное художественное явление, объединившее живописцев и скульпторов, музыкантов и поэтов. Основоположниками кубизма были П. Пикассо и Ж. Брак.

В истории кубизма принято выделять три периода, отражающие разные эстетические концепции: сезанновский (1907-1909), аналитический (1909-1912) и синтетический (1913-1914):

Непосредственное влияние на формирование кубизма оказали эксперименты с формой в живописи П. Сезанна. В 1904 и 1907 году в Париже прошли выставки его работ.

В картинах сезанновского периода геометризация форм подчеркивает устойчивость, предметность мира, массивные объемы как бы раскладываются на плоскости холста, цвет выделяет отдельные грани  предмета: теплые – выступающие элементы, холодные – удаленные. (П. Пикассо «Три женщины», 1909; Ж. Брак «Эстак», 1908). Чтобы полнее выразить идеи вещей, отвергается традиционная перспектива, происходит совмещение нескольких ее видов в рамках одной картины.

В картинах аналитического периода предмет дробится на мелкие грани и сходящиеся под углом плоскости, которые четко отделяются друг от друга, используется ограниченный набор красок. Изображение одного и того же предмета показывается с разных сторон одновременно во многих ракурсах. Картины изображают то, что мы знаем о пространстве и фигурах, а не только то, что мы видим. Это приводит к ритмичной игре форм, плоскостей, объемов. Изображение словно распадается на холсте (П. Пикассо «Портрет А. Воллара», 1910).

«Девушка с веером»

«Кларнет и скрипка»

Занавес к спектаклю «Парад»

«Герника»

«В ателье скульптора»

 

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия