Живописец Пауль Клее (1879-1940).

Творчество Пауля Клее с равным основанием относят к главным художественным течениям XX в. - экспрессионизму, кубизму, сюрреализму, абстракционизму. Но в то же время можно утверждать, что оно не принадлежало целиком ни к одному из них.

Клее родился в Швейцарии в семье музыкантов. И хотя его профессиональным поприщем стало изобразительное искусство, преданность музыке он сохранил на всю жизнь. Талантливый скрипач, в трудные годы Клее подрабатывал, играя в оркестре. Музыкой, её ритмами, её аккордами проникнуто большинство работ художника. Он учился в Мюнхенской академии художеств, совершал поездки в Италию, в Париж, путешествовал по Германии, а после женитьбы обосновался в Мюнхене.

Линия стала главным средством выражения, а графика — той единственной областью, в которой Клее проявил себя в ранний период творчества. Интонация многих работ («Грозная голова», 1905 г.; «Инвенции», 1906 г.) иронична и горька. Но им присуща и лёгкость, особая деликатность, некая мудрая отстранённость от изображаемых событий.

В 1910 г. открылась первая выставка рисунков и гравюр Клее. Со следующего года он вошёл в крут художников «Синего всадника». Среди прочих идей, которые ему были здесь близки, нужно выделить особенно внимательное отношение к выразительности детского рисунка. В то же время знакомство с кубизмом сделало композиции Клее более геометричными.

ДАДА В ГАННОВЕРЕ (1919-1923) Движение Дада в Ганновере связано исключительно с именем голландца Курта Швиттерса, который ввел в искусство понятие «Мерц» (от слова «коммерция») – так он называл свои произведения, иронически подчеркивая тем самым их «практическое» значение.

«Каждому художнику должно быть позволено "составлять" картину, например, из одних промокашек, если он в состоянии это сделать» - К.Швиттерс.

Швиттерс утверждал, что границы между видами в современном искусстве сглаживаются, что ведет к их полному исчезновению. «Видов искусства не существует, - утверждал он, - они были в свое время искусственно выделены. Есть одно единое искусство»

Основной принцип изготовления коллажа, разработанный Эрнстом еще в его кёльнский период: использование заранее отобранного изобразительного материала из различнейших областей жизни, то есть использование готовых частей, высвобождение готовых частей из их первоначальной смысловой зависимости и создание таким образом новой художественной действительности путем комбинирования готовых частей с другими изобразительными материалами.

Одна из композиций Эрнста этого периода, «Напластование скал, природный дар гнейсового исландского мха...» (1920), выполненная в абстрактной манере, изображает найденные в природе органические формы, расположенные поверх печатной репродукции, обведенной краской, что придает ей фантасмагорический характер. Так художник пытался реализовать свое желание «трансформировать банальные страницы рекламных объявлений в драматический показ своих самых тайных стремлений». Используя готовые предметы, культивируя в своих работах «случайный результат», Эрнст уже в 1920 году вплотную подошел к эстетике сюрреализма.

В 1920 году в Кёльне состоялась скандальная выставка дадаистов, «самая веская и неотразимая» в истории дада, по мнению историка дадаизма Жоржа Юнье. Для ее проведения было выбрано помещение в центре города, но пройти в него можно было только через мужской туалет при кафе. «В центре зала, - пишет Юнье, - стояла девочка, одетая в библейские одежды и читавшая непристойные стихи. В углу высилось сооружение Бааргельда "Флюидо-спектрик" - аквариум с красными разводами маслянистой жидкости на дне, на котором покоился будильник, локон волос небрежно плавал в воде подобно Млечному Пути, а на поверхности возникала красивая, точеная из дерева рука. Рядом находился предмет, созданный Максом Эрнстом из твердой древесины, к нему был прицеплен топор. Чтобы испытать ощущение рубки деревьев, зрителей приглашали лупить топором по данному предмету». Посетители получали не только эту возможность, но и право крушить экспонаты, что отвечало концепции Дада, отрицающего ценность искусства.

«Полная луна»

«Вращающийся дом»

«Вспышка страха III» и «Смерть и пламя»

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия