История современной архитектуры Запада

История современной архитектуры Запада писалась параллельно с её становлением. Лучшие зодчие столетия одновременно были теоретиками - исследователями и комментаторами процессов её развития. Очень часто именно благодаря полемическому и пропагандистскому дару их новаторские идеи, которые вначале не находили воплощения или реализовались в единичных постройках, всё же обретали признание и получали распространение.

Технические открытия, новые материалы и конструкции изменили методы строительства. Камень и дерево уступили место стали и железобетону, алюминию и стеклу, а затем и пластмассам. На первых порах научно-технические новшества использовались при возведении построек в духе существовавших архитектурных норм и традиций. Но в конце концов они заставили совершенно по-иному взглянуть на архитектуру. Зародившиеся в конце XIX в. идеи рационализма и конструктивизма (когда архитектура прежде всего ориентировалась на физические свойства материалов и конструкций, и всё это находило отражение в форме здания) получили мощные стимулы и развились в новое направление — функционализм. Внешний облик «функциональной» постройки отражал не только её конструкцию, но и внутреннюю планировку, которая определялась практическим назначением (функцией). Таким образом, если раньше все элементы сооружения подчинялись форме, то теперь здание могло приобрести форму в зависимости от назначения.

Термины «рационализм», «конструктивизм», «функционализм» нередко употребляют как синонимы, причём определяют ими не направление или стиль, а творческий метод.

Архитекторы-функционалисты разрабатывали проекты типового жилищного строительства, возводили крупные жилые комплексы. Признавая только утилитарность, т. е. пользу и целесообразность, функционализм считал излишними декоративные мотивы, отвергал национальные традиции. Поэтому он получил название международного (интернационального) стиля.

Разумеется, наряду с новыми течениями всегда существовали и неоклассические, и такие, которые использовали традиции национальных школ. Но в любом случае очевидна центральная мысль зодчих XX в.: воздействуя на среду обитания человека, улучшая условия его жизни, архитектура может служить средством справедливого обустройства общества. «Архитектура или революция» — так решительно ставил проблему французский мастер Ле Корбюзье. Удобное жилище, наполненное воздухом и светом, и столь же комфортабельные рабочие места должны были сделать человека счастливым.

Стремясь наделить жильём огромное множество людей, функционалисты искали наиболее экономичные способы возведения зданий из деталей и конструкций промышленного производства. Поэтому формы построек предельно упрощались. В основном они сводились к параллелепипеду (такие здания часто называют «коробками»), реже — к сфере, цилиндру. Надо отметить, что при массовом строительстве эти дома иногда оказывались не очень удобными, так как проектировщики не всегда учитывали климатические особенности местности, индивидуальные интересы жильцов, конкретные условия строительства. И главное, такая архитектура ограничивала творческое начало. Но всё же лучшие произведения архитектуры XX в. гармонично соединяют художественное творчество с новыми техническими возможностями.

Однако академический подход к этому явлению требует точных дат. Тем не менее, принимая в расчет те исторические условия, в которых жили первые художники, занимавшиеся видео, мы рискуем упустить из виду другую существенную характеристику мифа — или сказки — чудесную, необычайную природу явлений. А ведь на самом деле все это происходило на фоне радикальнейших изменений в политической, социальной и экономической жизни, которые привели к коллапсу советской системы в те времена — конца 1980-х начала 1990-х.
Одна из причин тому, что видеоарт в России появился так поздно (по сравнению с западными странами и некоторыми соседями СССР по восточноевропейскому союзу) — это тот контроль над средствами технического воспроизведения, который осуществляло государство в течение всего советскоо режима. В то время было запрещено иметь у себя ксерокс, могли задержать и владельца видеокамеры. В тот момент, когда монополия государства лопнула, видеооборудование появилось в свободной продаже. И, тем не менее, цены на видеокамеры и видеомагнитофоны были слишком велики (в десять и даже двадцать раз превышали зарплату), чтобы способствовать быстрому распространению видеоарта. Ну и конечно, не могло быть и речи о том, чтобы получить официальную поддержку от новорожденной Российской Федерации или каких-то частных фондов.
Таким образом, не замечаемые институциями и критиками, видеохудожники первого поколения занимались самообразованием, оставаясь в андерграунде. Они изучали новую технологию и возможности ее применения в изобразительном искусстве, экспериментируя с теми элементарными функциями, что были у них в распоряжении. Они были совершенно несведущи — или, в лучшем случае, знали понаслышке — о том, чем занимались и что показывали их коллеги и современники за границей.

 Другой важный аспект, который удерживал художников в андерграундном статусе — то, что они создавали работы, даже не думая о возможности их продажи. И как результат — независимость от законов художественного рынка привела к тому, что видео стало свободной артистической зоной, где художники получили полную свободу самовыражения безо всяких компромиссов с дилерами или кураторами.

 В российской столице первые независимые галереи современного искусства открылись в самом начале 1990-х. Впервые на выставке использовалось видеооборудование в марте 1991 года. До этого времени художники показывали свои работы только в своих мастерских для органиченного круга друзей и коллег. Нет сомнения, что появление галерей способствовало созданию и распространению видеоискусства. Галереи становились, так сказать, учебным заведением, где околохудожественная публика могла узнать, что же такое видеоарт. И еще нужно добавить, что столичные галереи в начале девяностых занимались «импортом» зарубежного видео. В Москве самым активным местом была TV Галерея, созданная Ниной Зарецкой.

 

Искусство XX века XX столетие не только принесло художникам невиданные ранее возможности (прежде всего технические), но и заставило их отказаться от привычного взгляда на мир. Уже в начале века наука пересмотрела большую часть «бесспорных истин» Нового времени. Гуманистические ценности Возрождения и Просвещения больше не служили поддержкой человеку. Теперь он сам должен был защищать их в кошмаре мировых войн и тоталитарных режимо

Обувная фабрика «Фагус»

Комплекс зданий «Баухауза» в Дессау

Комплекс зданий «Баухауза», фрагмент

Собственный дом архитектора

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия