Художник Павел Филонов (1883-1941).

Павел Николаевич Филонов — основоположник особого направления в живописи XX в., названного им «аналитическое искусство». Он прошёл довольно сложный путь обучения - в 1901 г. окончил малярно-живописную мастерскую в Петербурге, в 1903—1908 гг. занимался в школе Общества поощрения художеств и в частной мастерской, а в 1908— 19Ю гг. посещал как вольнослушатель Академию художеств, но, не доучившись, ушёл оттуда.

Начало творческой деятельности Филонова относится к 1910 г., когда работы мастера впервые появились на выставке петербургского художественного объединения «Союз молодёжи», куда входили мастера-авангардисты. Члены «Союза» издавали журнал, посвящённый новому искусству, устраивали диспуты и выставки. В них участвовали представители других направлений: К С. Петров-Водкин, М. Ф. Ларионов, К С. Малевич, В. Е. Татлин.

В 1912 г. Филонов представил свои картины на выставке примитивистов «Ослиный хвост», позднее сблизился с футуристами. Художник пытался в те годы теоретически обосновать свои взгляды, а незадолго до призыва в армию в 1914 г. сделал первую попытку объединить сторонников нового направления - «аналитического искусства».

В марте 19Нг. группа Филонова выпустила манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков». В нём говорилось: «Цель наша — работать картины, рисунки, сделанные со всей прелестью упорной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке - это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу».

Группа немецких дадаистов придерживалась социальной направленности, об этом можно судить по названиям дадаистских текстов Рауля Хаусмана: «Против собственности», «Пролетарий и искусство», «Памфлет против веймарского понимания жизни», «Анархист-индивидуалист и диктатура», «Немецкий обыватель сердится», «О мировой революции». В программном заявлении группы, озаглавленном «Что такое дадаизм и чего он хочет в Германии?», говорилось: «Дадаизм требует:

1. Международного революционного объединения всех творческих и мыслящих людей во всем мире на основе радикального коммунизма.

2. Введения прогрессивной безработицы путем полной механизации всех видов деятельности. Только безработица предоставляет человеку возможность самому познать правду жизни и научиться переживать.

3. Немедленной экспроприации собственности (социализации) и введения коммунистического питания для всех, а также создания принадлежащих обществу светлых и зеленых городов-парков, в которых будут жить свободные люди».

Виланд Херцфельде писал: «Дадаисты говорят: если раньше огромное количество времени, любви и усилий тратилось на то, чтобы нарисовать человеческое тело, цветок, шляпу, густую тень и пр., то сегодня нам достаточно взять ножницы и вырезать из картин или фотографий то, что нам нужно; а если речь идет о вещах небольшого объема, то нам вообще не нужны никакие изображения, мы берем сами эти вещи, к примеру перочинный нож, пепельницу, книгу и пр., то есть вещи, которые прекрасно нарисованы на картинах старого искусства, хранящихся в музеях, но в том-то и дело, что там они всего лишь нарисованы».

«Крестьянская семья» («Святое Семейство»)

«Формула империализма»

«Аналитическое искусство»

Иллюстрации к книге стихов Велимира Хлебникова «Изборник»

«Формула весны»

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия