Музей современного искусства, Нью-Йорк. Аршил Горки «Агония» и «Печень и гребешок петуха».

Аршил Горки. Агония. 1947 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк.

 

Абстрактный экспрессионизм (другое название — нью-йоркская школа) сформировался на Американском континенте. С началом Второй мировой войны в США эмигрировали многие звёзды европейского авангарда (Пит Мондриан, Макс Эрнст, Андре Бретон, Сальвадор Дали и др.), что не могло не отразиться на общей художественной обстановке.

Один из основателей абстрактного экспрессионизма Аршил Горки (1904—1948) познакомился в начале 40-х гг. с прибывшим в Нью-Йорк сюрреалистом Андре Бретоном, с живописью Хоана Миро. Увлёкшись автоматизмом и примитивной символикой Миро, Горки тоже стал населять свои полотна некими плавающими в отвлечённом живописном пространстве фигурками, которые Бретон называл «гибридами» («Печень и гребешок петуха», 1944 г.; «Агония», 1947 г.).

Аршил Горки. Печень и гребешок петуха. 1944 г. Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало.

Концепция нового изобретения Дюшана состояла в том, что любой, самый заурядный предмет, вырванный из привычной среды, может быть произведением искусства - достаточно лишь дать ему название и выставить в экспозиции.

Возводя обычные предметы повседневной жизни в ранг произведений искусства, Дюшан демонстрировал свое неуважение к вкусам буржуа. Несколько лет спустя, в 1917 году, на выставке Нового Общества Независимых художников Дюшан показал «Фонтан» - работу, ставшую классикой жанра «ready made». Обычный писсуар, получивший столь звучное название, продемонстрировал весь сарказм художника в отношении условностей классического искусства.Дюшан работает над сложной композицией, в которой

пытается установить связь между биологией, механикой и социальными традициями - «Большое стекло: Невеста, раздетая догола своими холостяками. Равновесие» (1915-1923). Задуманная в Париже в 1912 году, она явилась завершением серии картин, развивающих одну и ту же тему: невесты, холостяков и ряда культурных обычаев, связанных с ухаживанием, сексом и страстью, воплощенную в яркой остроумной форме. Доминантой картины является «невеста», занимающая верхнюю часть композиции и остающаяся в своей вечной недостижимости выше конфликта оставшихся внизу девяти встревоженных и расстроенных «холостяков».

Большая по размерам работа (231x170 см) была выполнена в сложной технике с использованием стекла, масляной краски, свинцовой проволоки, фольги, пыли и лака. Первоначально смонтированная на стекле, с тем чтобы мир по обе его стороны был вовлечен в действие, композиция пострадала в 1923 году во время погрузки на корабль.

Художнику нравилось «взрывать» общественное мнение. Среди самых скандальных его выходок-композиция «L.H.O.O.Q» (1919), репродукция «Моны Лизы», подправленная карандашом (художник пририсовал ей усы и бороду).

Оптика и механика всегда интересовали Дюшана. Начало 1920-х годов он посвятил созданию кинетических произведений - движущихся композиций, вращающихся дисков, основная идея которых - показать изменчивость и иллюзорность окружающего мира. В ходе экспериментов с сериями оптических дисков и конструкций, дематериализовавших не просто предмет, но все концептуальное поле художественного «произведения», Дюшан в 1923 году отвернулся от предметного искусства. Он посвятил свой досуг столь любимой им шахматной игре, художественной критике и литературному творчеству.

В 1920-е годы внимание Дюшана привлекли широкие выразительные возможности кинематографа. В фильме Рене Клера «Антракт» (1924) он разыгрывает партию в шахматы с Мэн Рэем. В 1926 году он сам (при участии Мэн Рэя и Марка Аллегро) снял короткометражный фильм с названием-анаграммой «Anemic Cinema», в котором его «роторельефы» (вращающиеся диски с написанными на них по спирали текстами) чередуются с различными предметами и живыми персонажами.

Хотя Бретон и вовлек Дюшана в орбиту сюрреализма, нельзя безоговорочно причислить его к движению. Художник последовательно отдал дань сначала кубизму, а затем футуризму, дадаизму и сюрреализму, однако сумел остаться в стороне, сохранив полную творческую свободу.

Джексон Поллок «Без названия»

Марк Ротко «Номер 10»

Ташизм — французский вариант абстрактного экспрессионизма Термин «ташизм», введённый в обиход в 1954 г. одним из критиков, первоначально носил негативный оттенок. Сами представители этого движения называли его «лирическая абстракция» или «живопись действия». Время расцвета ташизма - 1950— 1955 гг.; главным его пропагандистом и идеологом был критик Шарль Эстьен.

Оп-арт

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия