Искусство Европы и России 20 века

Установка редактора 3D Studio Max Моделирование трехмерной графики Освещение и текстуры Анимация и визуализация Советы Азия | Китай | Египет | Греция | Индия | Первобытное | Римская империя | Готика Искусство России | Национальная галерея | Мебель | Декоративная бронза | Фарфор | Ювелирные изделия | Галерея Тейт | Школа искусств и ремёсел Европа | Позднее Возрождение | Высокое Возрождение | Раннее Возрождение | Проторенессанс | Франция | Голландии | Фландрия | Византия | Испания | Италия | Арабские страны | Живопись | Архитектура | Скульптура |Декоративное искусство | Интерьер | arthistori.ru Бесплатные порно фильмы.|israel escort ALEXANDRA

Учебник для Худ-графа
Живопись 19 век
Архитектура 19 века
Культура 20 века
Живопись и архитектура
Скульптура
Искусство
Западний Европы
Искусство России
Развитие транспортного дизайна
Архитектура Германии
Антонио Канова
Бертель Торвальдсен
Готфрид фон Шадов
Живопись Испании
Франсиско Гойя
Живопись Франции
Жак Луи Давид
Антуан Гро
Жан Огюст Доминик Энгр
Теодор Жерико
Эжен Делакруа
Живопись Германии
Филипп Отто Рунге
Каспар Давид Фридрих
Живопись Англии
Уильям Блейк
Джон Констебл
Джеймс Уистлер
Уильям Тернер
Архитектура и скульптура
Огюст Роден
Камиль Коро
Жан Франсуа Милле
Оноре Домье
Эдуард Мане
Импрессионизм
Клод Моне
Огюст Ренуар
Неоимпрессионизм
Жорж Сера
Постимпрессионизм
Поль Гоген
Живопись Германии
Андерс Цорн
Искусство XIX-XX веков
Обри Бердсли
Гютсав Моро
Одилон Редон
Пьер Морис Дени
Анри Руссо
Модерн
Фердинанд  Ходлер
Джеймс Энсор
Архитектура
Отто Вагнер
Йозеф Хофман
Чарлз Ренни Макинтош
Луис Салливен
Эктор Гимар
Петер Беренс
Антуан Бурдель
Аристод Майоль
Искусство XX века
Людвиг Мисс Ван дер Роэ Один из ведущих архитекторов Германии и США
Ле Корбюзье
Архитектура второй
половины XX века
Национальный конгресс
Скульптура
Генри Мур
Скульптура конструктивизма
Живопись
Фовизм
Анри Матисс
Экспрессионизм
Кубизм
Пабло Пикассо
Футуризм
Неопластицизм
Дадаиз
Сюрреализм
Сальвадор Дали
Оп-арт
Гиперреализм
Боди-арт
Концептуализм
Искусство России
Архитектура
Союз архитекторов
Всероссийский выставочный центр
Дворец съездов
Скульптура
Рабочий и колхозница
Воин-освободитель
Памятник Юрию Долгорукому
Живопись
Кузьма Петров-Водкин
Выставка Бубновый валет
Выставка «Ослиный хвост»
Марк Шагал
Василий Кандинский
Павел Филонов
Кубофутуризм
Казимир Малевич
Владимир Татлин
Художественные объединения
Общество Московских
Художников
Лианозовская группа
Сюрреализм
Соц-арт
Искусство Доколумбовой
Америки
Культура Ацтеков
Европа 18 век
Луврский музей в Париже
Архитектура Позднего
Барокко
Британский музей
в Лондоне
Картинная галерея старых мастеров в Дрездене
Архитектура
Санкт-Петербурга
Европа 17 век
Болонская академия
Эль Греко
Питер Пауэл Рубенс
Рембрандт Ван Рейн
Никола Пуссен
Искусство Возрождения
Леонардо да Винчи
Живописец Рафаэль
Искусство Маньеризма
Микеланджело Буонарроти
3D Studio Max
Установка
Моделирование
Освещение и текстуры
Анимация и визуализация
Советы
Программа Maya
Методы работы
Моделирование
Полигоны
Освещение
Анимация и визуализация
Эффекты рисования
Эффективность и артистичность
Графический редактор ACAD
Основные понятия
Подготовка рабочей среды
Черчение в ACAD
Трехмерное моделирование

Искусство XX века

XX столетие не только принесло художникам невиданные ранее возможности (прежде всего технические), но и заставило их отказаться от привычного взгляда на мир. Уже в начале века наука пересмотрела большую часть «бесспорных истин» Нового времени. Гуманистические ценности Возрождения и Просвещения больше не служили поддержкой человеку. Теперь он сам должен был защищать их в кошмаре мировых войн и тоталитарных режимов.

Зарубежное искусство

История современной архитектуры Запада писалась параллельно с её становлением. Лучшие зодчие столетия одновременно были теоретиками - исследователями и комментаторами процессов её развития. Очень часто именно благодаря полемическому и пропагандистскому дару их новаторские идеи, которые вначале не находили воплощения или реализовались в единичных постройках, всё же обретали признание и получали распространение Схема построения храма Вознесения в Коломенском Смена контрастных в плане переходов из вестибюля по лестницам, зажатым в стенах, неожиданных поворотов и проход через двухсветное пространство предшествуют выходу в грандиозным зал Дворца Дукале в  Генуе.

Архитектура

Вальтер Гропиус и «Баухауз»

Обувная фабрика «Фагус»

Комплекс зданий «Баухауза» в Дессау

Комплекс зданий «Баухауза», фрагмент

Собственный дом архитектора

Людвиг Мисс Ван дер Роэ (1886-1969) Один из ведущих архитекторов Германии и США, создатель международного стиля в зодчестве XX в. Людвиг Мис ван дер Роэ родился в Ахене в семье мастера-каменщика. С четырнадцати лет Мис (лишь в 20-х гг. он присоединил к своему имени фамилию матери) начал помогать отцу, затем учился в местном ремесленном училище, работал резчиком по штукатурке, чертёжником-рисовальщиком.

Павильон Германии на Международной выставке в Барселоне

Здание архитектурно-проектировочного факультета Иллинойсского технологического института

Жилые дома на Лейк-Шор-драйв и Сигрем-билдинг

Ле Корбюзье (1887-1965)

«Натюрморт»

Рабочий посёлок Пессак близ Бордо

«Дом-Ино» и Вилла Савой

Здание Центросоюза

Дворец правительства В архитектуре Чандигарха нет ни малейшей ассоциации с колошшьным прошлым Индии, которая совсем недавно, в 1947 г., обрела независимость. Высокое Возрождение, которое дало человечеству таких великих мастеров, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, Браманте, охватывает сравнительно короткий период — от конца XV в. до конца второго десятилетия XVI в.

Капелла Нотр-Дам-дю-О

Жилой дом Искусство Римской империи История зарубежного и русского искусства

ЛЕКЦИЯ№13

Концепция — система взглядов, понятий, представлений о каком-либо предмете, являющаяся «образным ключом» к пониманию конкретной проблемы, определяющая методы и способы ее решения. Художественная концепция — система художественных идей, убеждений, взглядов художника (идеологии) и творческого метода, способов и приемов работы.

 В более широком значении любое художественное, образное мышление является концептуальным — оно не может быть иным по определению. Термин «концептуальное пространство-время» является ключевым для традиционного изобразительного искусства. Художественное изображение, в отличие от натуралистического подобия физического пространства, создает особое изобразительное, или концептуальное (мысленное), пространство с иными, не совпадающими с природными по направленности и протяженности, пространственными и временными измерениями. Показательно, что именно кризис «пространственных систем», исчерпанность традиционных способов и приемов художественного преображения пространства, начавшиеся в постимпрессионизме, способствовали общему кризису искусства в конце XIX в. и породили движение авангарда.

Термин «концептуализм» появился в 1961-1963 гг. в США и Англии для обозначения нового течения авангардного искусства, в котором традиционное понятие искусства заменяется «арт-деятельностыо», соединяющей в себе методы философии, лингвистики, эстетики и даже математики. При этом была констатирована «смерть» традиционной философии и искусства. Взамен изобразительной  деятельности по воплощению художественной идеи в материале зрителю предлагается сам «концепт» — идея вещи, явления, предмета искусства, но не в изображении, а в документальном виде — в форме артефакта (материального объекта), сопровожденного документальными материалами: текстами, фотографиями, отрывками из энциклопедических  изданий, чертежами. При этом артефакт является только приложением к справочному материалу. В отдельных случаях «концептуальные акции» сближаются с формами дадаизма, поп-арта, инсталляции, перфоманса, лайф-арта.

Постмодернистское определение концептуализма парадоксально. Согласно теории философа Р. Барта, концептуализм есть «нинизм» («ни то ни сё»). Он имеет дело не с предметным миром обыденных вещей и даже не с идеями, а с «отношениями между идеями». В отличие от обычного идеализма, отводящего искусству место не в материальной действительности, а только в духовной реальности, «новый концептуализм» утверждает полную ненужность творчества: искусство есть бессмысленное дополнение к миру, в котором тот не нуждается

Течение концептуализма считается переходным от авангарда к постмодернизму либо первой стадией культуры постмодернизма. В 1960-х гг. сложилось понятие «концептуального  дизайна», обозначавшее методы глобального-системного проектирования, выходящего за границы традиционной технической эстетики и гармонизации форм промышленных изделий.

Минималистские конструкции, служащие лишь только в качестве демонстрации ритмических или масштабных соотношений и пропорций, подчиняющихся определенной мысли, правилу, дали толчок развитию концептуализма, стремящегося представить в качестве произведения невидимые, умозрительные идеи, «концепты». Многие минималисты перешли в стан концептуалистов.

Противоречие между вещественностью и бесплотностью концептуализм разрешил в пользу дематериализации. Концептуализм воспринял присущую минимализму манеру строить композицию таким образом, что она меняет свою конфигурацию и вид в зависимости от точки зрения, переводя ее из физической в мыслимую сферу. В 1969 году Д. Джадд выставил композицию «Без названия», состоящую из четырех коробчатых фигур - контейнеров без торцовых стен - размером 122x152x152 см, расположенных по типу туннеля с небольшими интервалами. Их блестящая поверхность развеществляла  отражаемые предметы; изнутри короба были покрыты темно-синей пластмассой, задерживающей свет. Синее пространство превращалось в черное, если взгляд приходился на затемненный конец конструкции. Противоречие между бесплотным зеркальным и темно-синим плотным, между «втягиванием» глаза и его отталкиванием разрешалось возникновением как бы балансирующего, двусмысленного образа. И если считать, что Джадд подчеркнул ценность идеи внутреннего пространства, то в работе «Без названия» можно видеть протоконцептуалистское произведение.

Предшественником концептуального искусства также можно назвать калифорнийского художника Эда Руша.В 1966 году Руша издает портфолио офсетных литографий «Каждый дом на Сансет-стрип», представляющее длинную развертку калифорнийского бульвара, основная часть бумажного листа не занята изображением, а чиста, как пустой асфальт, здания же, как и положено, располагаются у краев, «на обочине» бумаги.

Концептуализм не касался вопросов формы и более того, относил себя к сфере антиискусства. Его деятельность протекала в сфере художественного мышления, понятий, идей, концепций, проектов по аналогии с наукой.

Антиискусство, упраздняя художественное произведение, мифологизирует фигуру художника. Американский ученый Д. Фрэнк отмечает в качестве ведущих тенденций современной культуры усиление в ней рефлексивного начала, преобладание «плоскости во всех видах изобразительного творчества». Развитие изобразительного искусства, да и других видов творчества идет по пути все большей специализации, отделяющей исполнителей от «идеологов», выдвигающих идеи, концепции, программы создания художественного произведения. Очень часто скульпторы и монументалисты только наблюдают за реализацией их проектов так же, как архитекторы и дизайнеры, композиторы и сценаристы. Идея, концепция произведения приобретает самостоятельную ценность, такую же, как в научной деятельности.

Телевидение резко расширило сферу художественных поисков, сблизило художественные и документальные средства отображения жизни. Воспринимаемое в качестве ретранслятора информации, некого окна в мир, оно ввело в оборот гибридные формы художественных произведений, где комментатор разъясняет смысл события, показываемой пьесы или ведет репортаж с художественной выставки. Телевидение утвердило тип комментатора, так сказать, переводчика языка жизни на язык голубого экрана, сделало его ключевой фигурой современной культуры, усилило в ней моменты интерпретации, разъяснения, объяснения, которые ранее были в основном достоянием ученых, экспертов, критиков, специалистов. На первый план выдвигается не столько само событие или визуальная информация, сколько разъяснение, текст и контекст.

В концептуализме художник становится комментатором собственного творчества, зачастую заменяя или беря на себя роль художественного критика или теоретика.

Изучением влияния электронных средств массовой коммуникации на современное общество начиная с 50-х годов занимается Маршалл Маклюэн. В ведении к книге «Меха-ническая невеста: Фольклор индустриального человека» (1951) Маклюэн указывает на то, что современный фольклор является продуктом интеллектуальной деятельности огромной армии профессионалов: рекламных агентов, писателей, сценаристов, художников, режиссёров, дизайнеров, журналистов, учёных и т. п. Особое значение при этом приобретает форма подачи информации: процесс одновременного аудио-визуального впечатления имеет такую силу, что зритель просто не может рационально мыслить и критически воспринимать эту информацию. Задача Маклюэна в этой книге сводится к показу скрытых форм воздействия на массовое сознание в различных формах массовой коммуникации: рекламе, телевизионных передачах, кино и т. п.

В середине 60-х годов в «цех» живописи влился отряд художников, окончивших специализированные художественные отделения университетов и колледжей и привыкших к абстрактному языку научных расчетов, схем и экспериментов. Им была близка идея связи умопостигаемых явлений в предмете художественной деятельности, возможность исследовать и показать предпосылки возникновения творческого замысла, не делая различия между видами искусств: архитектурой, живописью, музыкой, театром.

На зарождение концептуализма повлиял также структурализм, рассматривающий все виды искусства и культуры (от литературы до моды, от архаических мифов до планировки городов) как «тексты», отличающиеся упорядоченностью и закономерностью, которые можно исследовать. Структурализм взял в качестве модели лингвистическую науку, достигшую наибольшей формализованности, подчеркнул знаковость, искусственность всех культурных условностей, интересуясь связями и отношениями между элементарными частями художественного произведения.

Фруйк Ллойд Райт (1869-1959)

«Дома прерий»

Церковь и Дом Роби

Музей Гуггенхейма

Вилла Кауфмана («Дом над водопадом»)

Архитектура второй половины XX века К 1945 г. мировым лидером авангарда в архитектуре являлись США, куда в 20—30-х гг. эмигрировали виднейшие европейские зодчие довоенного периода, в том числе Вальтер Гропиус и Людвиг Мис ван дер Роэ. Последний стремился создать своего рода канон современного зодчества в виде высотного здания — «коробки» со сплошь остеклёнными стенами. Под влиянием манеры Миса ван дер Роэ построены десятки административных зданий в Америке и Европе

Эро Сааринен - Аэровокзал компании TWA

Пьер Луиджи Нерви, Аннибале Вителлоцци - Малый Дворец спорта

Оскар Нимейер - Здание Национального конгресса

Кэндзо Тангэ - Центр средств массовой информации

Йорн Утцон - Оперный театр В 1954 г. власти Сиднея, крупнейшего города Австралии, предложили премию за проект здания Оперного театра, местом для которого был избран мыс Бенелонг-Пойнт в сиднейской гавани.

Иоганн Отто фон Шпрекельсен - Большая арка в районе Дефанс

Скульптура

Эрнст Барлах «Памятник павшим» и «Мститель»

Константин Брынкуши «Стол молчания» и «Уснувшая муза»

Александр Архипенко «Женщина, расчёсывающая волосы»

Осип Цадкин «Разрушенный город»

Генри Мур (1898—1986) Генри Мур родился в промышленном городке Касглфорд на востоке Англии. Он был седьмым из восьми детей в семье горного инженера. Несмотря на материальные трудности, Мур получил серьёзное художественное образование на отделении скульптуры колледжа искусств в Лидсе, а с 1921 г. - в Лондонском королевском колледже искусств (после двух лет учёбы он семь лет работал там преподавателем).

«Полулежащая» и «Струнные мать и дитя»

«Семейная группа»

«Лежашая фигура»

Скульптура конструктивизма

Живопись

Фовизм Первым художественным течением, которое обогатило культуру XX столетия, был фовизм. Его название произошло от французского слова Гаиуе - «дикие», а появилось оно после Осеннего салона 1905 г., где представили свои работы Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк, Жорж Руо, Кес ван Донген, Альбер Марке и другие художники.

Андре Дерен «Лодки в Коллиуре» и «Порт в Гавре»

Морис де Вламинк «Баржи на Сене»

Жорж Руо «Святой лик»

Кес ван Донген «Портрет Фернанды» и «Женщина в чёрной шляпе»

Альбер Марке «Пристань в Ментоне»

Анри Матисс (1869-1954) Анри Матисс родился в городке Като-Камбрези на севере Франции. Его отец, торговец зерном и владелец лавки, мечтал видеть сына адвокатом. В 1888 г. Матисс благополучно выдержал экзамен на факультете права в Париже и, вернувшись на родину, поступил в адвокатскую контору.

«Роскошь, спокойствие и наслаждение»

«Зелёная полоса» («Малам Матисс») и «Радость жизни»

«Музыка» и «Танец»

«Красные рыбки» Матисса по праву считали главой фовистов. В 1906 г. в парижской мастерской на улице Севр открылась школа Матисса.

«Марокканка» («Зора»)

«Попугайчик и сирена»

«Натюрморт с раковиной»

Экспрессионизм В истории искусств термин экспрессионизм (от лат. expressio — «выражение») применим к широкому кругу явлений. И всё же как определённое течение в изобразительном искусстве экспрессионизм объединяет прежде всего творчество группы художников, работавших в Германии перед Первой мировой войной.

Парижская школа

Амедео Модильяни «Портрет X. Сутина» и «Обнажённая, откинувшаяся на белую подушку»

Хаим Сутин (1893— 1943)

Карл Шмидт-Ротлуфф «Автопортрет»

Эрнст Людвиг Кирхнер (1880 — 1936)

Эмиль Нольде (1867—1956) «Мой прекрасный, мой трагический мир» — так определил однажды Эмиль Нольде (1867—1956) образы, которые рождались в его душе. Эмиль Ханзен (это его настоящая фамилия) родился в деревне Нольде на севере Германии. Окончив школу художественной резьбы, он начал работать на мебельной фабрике.

Художественное объединение «Синий всадник»

Франц Марк (1880—1916)

«Синяя лошадь»

Экспрессионизм в других странах

Художественное объединение «Новая вещественность»

Пауль Клее (1879-1940) Творчество Пауля Клее с равным основанием относят к главным художественным течениям XX в. - экспрессионизму, кубизму, сюрреализму, абстракционизму. Но в то же время можно утверждать, что оно не принадлежало целиком ни к одному из них.

«Полная луна»

«Вращающийся дом»

«Вспышка страха III» и «Смерть и пламя»

Кубизм К началу XX столетия - времени рождения кубизма — мастера предыдущего поколения уже сильно пошатнули ранее незыблемые основы европейской живописи. В те же годы в Европе стала очень популярной традиционная африканская скульптура. Она давала пример свободного обращения с формой: так, голова статуи могла быть больше тела, и при этом фигура выглядела очень выразительно.

Пабло Пикассо «Портрет А. Воллара» и «Авиньонские девицы»

Фернан Леже «Ступени»

Жорж Брак (1882-1963)

Кубизм во Франции Яркими представителями кубизма во Франции были Хуан Грис .1887—1927), Фернан Леже, Робер Делоне (1885—1941), Луи Маркуси 1878—1941). Они, как и многие другие художники, привносили свои нюансы и особенности в развитие этого направления.

Хуан Грис «Завтрак»

Робер и Соня Делоне «Круглые формы»

Амеле Озанфан «Графика на чёрном фоне»

Пабло Пикассо (1881-1973)

«Голубой период» творчества Пикассо

«Девочка с голубем»

«Девочка на шаре»

«Розовый период» творчества Пикассо Постепенно Пикассо изменил цвета палитры на ало-золотисто-розовые (отсюда и название — «розовый период»), общая грустная тональность картин смягчилась. Главные персонажи «розового периода» — бродячие артисты, циркачи. Их бедный и вольный мир сплочён прочнейшими узами душевного родства, братства, общей судьбы.

«Девушка с веером»

«Кларнет и скрипка»

Занавес к спектаклю «Парад»

«Герника»

«В ателье скульптора»

Футуризм

Новые течения в искусстве нередко заявляют о своём появлении публикацией художественных программ и, как правило, всячески ниспровергают предшествующие «открытия». В громкости подобных заявлений представителям футуризма не было равных. Это естественно: само название футуризм (от лат. futurum — «будущее») говорило об их намерении создавать новое искусство, искусство будущего, приверженности к переменам и о решительном отказе от традиций.

Умберто Боччони «Атака улан»

Джакомо Балла «Динамизм собаки на поводке»

Метафизическая живопись

Джордже Де Кирико (1888-1978)

«Тайна дня»

«Ностальгия по бесконечному» и «Башня»

«Ум ребёнка» («Вспоминающий»)

Джордже Моранди «Натюрморт»

Неопластицизм Представители неопластицизма придерживались не многих принципов: в их живописных произведениях линии пересекаются перпендикулярно, палитра ограничивается красным, синим и жёлтым, т. е. тремя чистыми основными цветами (допускаются также белый, чёрный и серый).

Тео ван Дусбургом (1883—1931) - основатель группы «Стиль»

Пит Моидриан (1872-1944)

«Композиция с синим»

«Нью-Йорк-сити» и «Бродвей буги-вуги»

Дадаиз Странное слово «дада» дало название одному из этапов европейской культуры (правда, иногда дадаизм именуют контркультурой, или антикультурой). Существуют разные варианты его толкования. Это и детский лепет. И игрушечный конёк, как его называют французские ребятишки.

Марсель Дюшан (1887—1968)

Франсис Пикабиа «Дитя-карбюратор»

Курт Швиттерс «Мерц 25А»

Сюрреализм Слово сюрреализм (франц. «сверхреальность») уже давно превратилось в общеупотребительное понятие, которым обозначают всё странно сочетаемое, удивительное, фантастическое, оторванное от реальности. Что же касается сюрреализма как художественного направления, то начало ему положил «Манифест сюрреализма», опубликованный французским поэтом Андре Бретоном в 1924 г.

Андре Массон «Медитация на дубовом листе»

Макс Эрнст «Она хранит свою тайну» и «Дева наказывает Иисуса в присутствии А. Б., П. Е. и художника»

Ив Танги «Мама, папа ранен!» и «Лента излишеств»

Рене Магритт «Шедевр, или Мистерия горизонта»

«Красная модель» и «Чёрная магия»

Сальвадор Дали (1904-1989) Трудно назвать другого художника, о котором слагалось бы такое количество мифов, как о Дали. Пожалуй, сам он считал существование на публике ещё одной гранью творчества и потому постоянно провоцировал скандальный интерес к своей особе. Но сегодня ясно, что этот универсальный мастер — живописец, график, скульптор, писатель, поэт, сценарист - действительно занимает уникальное место в художественной культуре XX в.

«Постоянство памяти»

«Частичная галлюцинация: шесть портретов Ленина на фортепьяно» и «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» И в этой и в других работах, таких, как «Частичная галлюцинация: шесть портретов Ленина на фортепьяно» (1931 г.), «Мягкая конструкция с варёными бобами: предчувствие гражданской войны в Испании» (1936 г.), «Пылающий жираф» (1936 г.), «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944 г.), прочитывается чёткость и абсолютная продуманность композиционного и колористического строя.

«Пылающий жираф» и «Мягкая конструкция с варёнымибобами: предчувстви гражданской войны в Испании»

«Осенний каннибализм»

«Искушение Святого Антония», «Мадонна порта Льигат» и «Атомная Леда»

«Атомистический крест»

«Открытие Америки Христофором Колумбом»

«Христос Святого Иоанна Креста»

Хоан Миро (1893-1983) «Самым красивым пером на шляпе сюрреализма» назвал испанского художника Хоана Миро основатель течения Андре Бретон. Миро родился в столице Каталонии Барселоне. Отец его был ремесленником — часовщиком и золотых дел мастером, а сына он мечтал видеть бухгалтером. Однако единственным предметом, который увлёк Миро в общеобразовательной школе, стало рисование. Он упросил отца позволить ему учиться в школе ремёсел, а затем в художественной.

«Вспаханное поле» и «Каталонский пейзаж. Охотник»

«Собака, лающая на луну»

«Полёт птицы вокруг женщины с тремя волосами» и «Верёвка и фигура 1»

Абстрактный экспрессионизм

Аршил Горки «Агония» и «Печень и гребешок петуха»

Джексон Поллок «Без названия»

Марк Ротко «Номер 10»

Ташизм — французский вариант абстрактного экспрессионизма Термин «ташизм», введённый в обиход в 1954 г. одним из критиков, первоначально носил негативный оттенок. Сами представители этого движения называли его «лирическая абстракция» или «живопись действия». Время расцвета ташизма - 1950— 1955 гг.; главным его пропагандистом и идеологом был критик Шарль Эстьен.

Оп-арт

Поп-арт

Энди Уорхолл «Мерилин» и «200 банок супа «Кемпбелл»»

Рой Лихтенштейн «Может быть...»

«Бедное искусство»

«Новый реализм»

Процессуальное искусство Существенная особенность культуры авангарда — отрицание границ между искусством и жизнью. Поэтому художественным произведением может считаться не только готовый результат работы художника, но и её процесс. Более того, «объектом искусства» становится сам художник: скандально-игровой стиль жизни футуристов, дадаистов, сюрреалистов — неотъемлемая часть соответствующих артистических движений. Наконец, поп-арт объявил искусством буквально всё вокруг.

Гиперреализм

Постмодернизм и Трансавангард

Боди-арт

Кинетическое искусство

Концептуализм Концептуализм (от лат. conceptus — «мысль», «представление») возник в середине 60-х гг. XX в. одновременно в Англии и США и очень скоро сделался ведущим направлением современного искусства.

Россия

В развитии русской художественной культуры XX столетия чётко выделяются два периода — от начала века до 30-х гг. и 30—80-е гг. Первые два десятилетия XX в. — время расцвета русского искусства, особенно живописи и архитектуры. Стиль модерн, сложившийся в России в последней трети XIX в., глубоко изменил сознание мастеров, выдвинув на первый план проблему создания новых форм и выразительных средств. Художественная жизнь стала захватывающе интересной: одна за другой следовали выставки, вызывавшие, как правило, бурные дискуссии в прессе, издавались разнообразные журналы.

Искусство России

Архитектура

Алексей Щусев - Мавзолей В. И. Ленина

Владимир Шухов - Радиобашня

Константин Мельников - Собственный дом архитектора и Дом культуры им. И. В. Русакова

Главный павильон Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (Всероссийский выставочный центр)

Союз архитекторов СССР

Татлин Владимир Евграфович (1885-1953 гг.)

Выдающийся художник, родоначальник художественного конструктивизма, сценограф. Родился в семье инженера-технолога. Учился в Харьковском реальном училище, затем в Пензенском художественном училище (1905-1910 гг.). Параллельно занимался в ряде студий Москвы и Петербурга.

Партийно-правительственное постановление, осуждавшее «архитектурные излишества» и «украшательство» (1955 г.)

Михаил Посохин, Ашот Мндояни и др. - Кремлёвский Дворец съездов и Проспект Калинина (Новый Арбат)

«Московский стиль»

Скульптура

Иван Шадр «Булыжник — оружие пролетариата»

Вера Мухина «Рабочий и колхозница»

Евгении Вучетич «Воин-освободитель»

Сергей Орлов «Памятник Юрию Долгорукому»

А. П. Файлыш-Крандневский, М. О. Барш, А. Н. Колчин «Монумент в честь освоения космоса»

Эрнст Неизвестный

Живопись

Кузьма Петров-Водкин (1878-1939)

«Сон»

«Купание красного коня»

«Смерть комиссара»

«Мать» и «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»)

Выставка «Бубновый валет»

Пётр Кончаловский «Портрет Г. Б. Якулова»

Илья Машков «Снедь московская. Хлебы»

Аристарх Лентулов «Василий Блаженный»

Натан Альтман «Портрет А. А. Ахматовой»

Роберт Фальк «Старая Руза»

Выставка «Ослиный хвост»

Михаил Фёдорович Ларионов (1881 — 1964)

«Провинциальная франтиха»

«Отдыхающий солдат»

«Лучизм» и «Петух»

Нико Пиросманашвили (1862—1918)

Наталия Гончарова «Крестьяне, собирающие яблоки» и «Евреи. Шабаш»

Марк Шагал (1887-1985)

«Я и деревня»

«Скрипач»

«Прогулка» и «Над городом»

Иллюстрации к поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

«Святое Семейство»

Василий Кандинский (1866-1944)

«Дома в Мурнау на Обермаркте»

«Композиция VI»

Абстрактные композиции

Павел Филонов (1883-1941)

«Крестьянская семья» («Святое Семейство»)

«Формула империализма»

«Аналитическое искусство»

Иллюстрации к книге стихов Велимира Хлебникова «Изборник»

«Формула весны»

Казимир Малевич (1878-1935)

«Цветочница»

«Косарь»

«Чёрный супрематический квадрат»

«Крестьянка»

Кубофутуризм

Казимир Малевич «Дама на остановке трамвая»

«Авиатор» и «Корова и скрипка»

Ольга Розанова и Надежда Удальцова

Любовь Попова

Владимир Татлин (1885-1953)

«Матрос» и «Натурщица»

«Контррельеф»

«Летатлин» и «Проект памятника III Интернационалу»

Художественные объединения и искусство 20-30-х годов

Александр Михайлович Родченко (1891 — 1956)

Ассоциация художников революционной России (АХРР)

Общество станковиков (ОСТ)

Давид Штеренберг «Натюрморт с селёдкой»

Александр Дейнека «Оборона Петрограда»

Юрий Пименов «Даёшь тяжёлую индустрию!» и «Новая Москва

Александр Тышлер и Александр Лабас

Общество Московских Художников (ОМХ)

Ксилография — гравюра на дереве

Борис Иогансон «Допрос коммунистов»

Александр Древин и Михаил Соколов

Агитационный фарфор

«Маковец»

Политический плакат времен гражданской и великой отечественной войн

Искусство второй половины XX века

Виктор Попков и Анатолий Зверев

«Лианозовская группа»

Сюрреализм и концептуальное искусство

Соц-арт

Искусство Доколумбовой Америки

Искусство Доколумбовой Америки

Культура ольмеков

Культура Теотиуакана

Культура Ацтеков

Культура Майя

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия