Искусство второй половины XIX века

Пензавзгляд- сайт города пензы.

Начертательная геометрия
и инженерная графика
Технология фотографии
Инженерная графика
Технические чертежи
Начертательная геометрия
Топография
Построение чертежа
Техническая механика
Компьютерная графика и программа Maya
Математика примеры
решения задач
Предел функции, матрица
Вычисление интеграла
Вычисление пределов
Тройной интеграл
Функция нескольких переменных
История искусства
Искусство Европейских стран 17 века
Искусство Европы и России XVIII века
Обзор Европейского и Русского искусства
первой половины 19 века
Искусство второй половины XIX века
Искусство Европы и России
на рубеже 19-20 века
Искусство Европы и России 20 века
Искусство Исламского мира
Искусство Старовавилонского Царства
Искусство Древнего Египетского Царства
Романское и готическое искусство
Искусство Древней Греции
Искусство Древней и Средневековой Индии
Искусство Возрождения в Италии
Искусство эпохи Палеолита
Эпоха Возрождения
Византия
Древнерусское искусство
Зодчество
Архитектура Киевской Руси
Новгородская архитектура XI-ХV столетий
Белокаменное зодчество
Владимиро-суздальской земли
Успенский собор во Владимире
Московский Кремль конца XV-XVII веков
Шатровое зодчество
Собор Василия Блаженного
Памятники русской архитектуры XVII века
Московское барокко
Мозаика и фреска
Монументальная живопись
Владимир
Новгород

Московское государство

Иконопись

Русские иконы древнейшего периода
(XI—XIII века)
Феофан Грек
Андрей Рублев
Дионисий
ИконописьXVI века
ИконописьXVII века
Художественное оформление книги
Искусство художественного оформления
книги в Средневековой России
Стили русского книжного орнамента
Средневековый русский книжный переплет
Ювелирное искусство
Восточное искусство
Искусство Китая
Период Шан-Инь
Период Северная Вэй
Китайская живопись
Фарфор
Искусство Тибета
Искусство Монголии
Искусство Кореи
Искусство Японии
Скульптура
Живопись и графика
Миниатюрная скульптура — нэцкэ
Туриcтические
достопримечательности
Мексика
Остров Пасхи
Белгород
Санкт Петербург
Виды и организация туризма
Культурное наследие народов Майя
Развитие туризма в
Новосибирской области
Курс физики Трофимова
Физические законы механики
Деформации твердого тела
Барометрическая формула
Термодинамика
Электричество и электромагнетизм
Магнитное поле и его характеристики
Природа ферромагнетизма
Механические гармонические колебания
Энергия электромагнитных волн
Оптика
Квантовая физика
Ядерная физика
Полупроводники
Электроника и электротехника
Работа электрических машин и аппаратов
Асинхронный двигатель
Элементы зонной теории твердого тела
Проводниковые материалы
Полупроводниковые материалы
Расчет мостового выпрямителя с фильтром
Туннельный диод
Высокочастотные полевые транзисторы
Электромагнитное поле и параметры сред
Энергия электромагнитного поля
Понятие о магнитном токе
Волны в коаксиальной линии
Теория электрических цепей
Электротехника
Законы Ома и Кирхгофа
Руководство по техническому
обслуживанию ПК
Организация технического обслуживания
История развития персональных
компьютеров
Персональный компьютер фирмы IBM
Документация
Руководство по техническому обслуживанию
Паяльные принадлежности
Измерительные приборы
Тестер сетевой розетки
Разборка и сборка компьютеров
Демонтаж дисководов
Демонтаж блока питания
Демонтаж системной платы
Демонтаж блока питания

Искусство второй половины XIX века

Искусство Западной Европы

Архитектура и скульптура Развитие промышленности во второй половине XIX в. вызвало приток населения в города. Старые города Европы росли и перестраивались. Тогда появилась новая форма жилого здания - доходный дом, где квартиры сдавались внаём жильцам разного достатка. Из-за дороговизны земли застройка становилась плотнее, дома поднимались ввысь — так формировался современный тип западного многоэтажного города.

«Хрустальный дворец»

Эйфелева башня

Архитектура эклектизма

Шарль Гарнье - Театр «Гранд-Опера»

Георг фон Дольман - Замок Нейшванштейн

Поль Абади - Церковь Сакре-Кёр

Готфрид Земпер - Дворцовый театр

Огюст Роден (1840—1917) XX в. открылся Всемирной промышленной выставкой. В 1900 г. в Париже мир демонстрировал свои научные, технические и индустриальные достижения, а также успехи в области искусства. У моста Альма в отдельном павильоне были представлены работы Огюста Родена, самого известного французского скульптора. Ему было шестьдесят лет, сорок пять из них он отдал скульптуре. Этой выставкой, состоявшей из ста шестидесяти восьми работ — законченных произведений и эскизов, — Роден подводил итог своей творческой деятельности.

Скульптуры Огюста Родена

«Граждане Кале»

«Виктор Гюго» и «Памятник Оноре де Бальзаку»

Живопись

Живопись Франции

Во второй половине XIX в. многие французские мастера стремились достичь наибольшей достоверности в изображении природы и человека, искали новый художественный язык, способный правдиво отразить действительность. Ведущим принципом в искусстве этого периода реализм (от лат. realis — «вещественный», «действительный»).

Камиль Коро (1796-1875)

«Шартрский собор»

«Гомер и пастухи»

«Девушка с мандолиной»

«Воз сена»

Барбизонская школа Барбизон, маленькая деревушка на окраине Фонтенбло, загородной королевской резиденции близ Парижа, ничем особенным не примечателен. Вряд ли кому-нибудь из французских художников XVII или XVIII столетия пришло бы в голову писать незамысловатые пейзажи этих мест.

Теодор Руссо «Вид в окрестностях Гранвиля»

«Аллея в лесу Л'Иль-Адам» и «Рынок в Нормандии»

Жюль Дюпре

«Пейзаж с коровами»

Шарль Добиньи

Нарсис Виржиль Диаз ле ла Пенья «Холмы Жан ле Пари»

Жан Франсуа Милле (1814—1875) Жан Франсуа Милле родился в семье зажиточного крестьянина из маленькой деревушки Грюши на берегу пролива Ла-Манш близ Шербура. Его художественные способности были восприняты семьёй как дар свыше. Родители дали ему деньги и позволили учиться живописи.

«Сборщицы колосьев»

«Анжелюс»

«Крестьянка, пасущая корову»

«Весна»

Оноре Домье (1808—1879)

«Законодательное чрево»

«Улица Транснонен»

«Дон Кихот»

Гюстав Курбе (1819-1877)

«Человек с трубкой»

«Похороны в Орнане»

«Волна»

«Мастерская художника»

Эдуард Мане(1832-1883) Эдуард Мане родился в Париже, его семья была достаточно обеспеченной. Решение сына стать художником не устраивало родителей. Но когда после нескольких безуспешных попыток поступить в мореходную школу Мане всё же добился своего, он мог жить, не нуждаясь и не продавая своих картин.

«Лола из Валенсии»

«Завтрак на траве» и «Олимпия»

«Флейтист»

«Портрет Эмиля Золя» и «Завтрак в мастерской»

«Балкон»

«Бар в Фоли-Бержер»

Импрессионизм — художественное направление, возникшее во Франции в последней трети XIX в. На выставке «Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов, гравёров и литографов», устроенной в парижском фотоателье в 1874 г., была представлена картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872 г.) — вид гавани, окутанной розовым туманом, сквозь пелену которого проступает утреннее солнце. С лёгкой руки критика газеты «Шаривари» слово «впечатление» (франц. 1гпрге55юп) дало название творчеству участвовавших в выставке художников.

Степанова Варвара Федоровна (1894-1958 гг.)

Известный художник, модельер, график, один из пионеров советского дизайна. Родилась в Ковно (Каунас). Училась в Казанской художественной школе (1910-1913 гг.). Вместе со свом супругом и единомышленником А. Родченко была среди родоначальников конструктивизма.

Клод Моне «Восход солнца» и «Бульвар Капуцинок»

«Лягушатник»

«Вокзал Сен-Лазар»

«Улица Монторгей. Праздник 30 июня 1878 года»

Альфред Смелей «Наводнение в Пор-Марли»

«Поле маков»

«Стог сена»

Огюст Ренуар В 1877 г., готовясь к очередной выставке, члены группы приняли решение называться импрессионистами, не выставляться в Салоне и выпустить давно задуманный журнал «Импрессионизм». На этой выставке Ренуар представил работы, свидетельствовавшие о зрелости его художественного стиля.

«Портрет мадемуазель С.» («Портрет актрисы Жанны Самари»)

«Портрет мадам Шарпантье c детьми»

«Девушка с веером»

Эдгар Дега «Женщина, расчёсывающая волосы»

«Голубые танцовщицы»

Камиль Писсарро «Бульвар Монмартр в Париже»

Неоимпрессионизм Событием последней выставки импрессионистов в 1886 г. стали не картины уже известных публике мастеров, а полотно «Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт» молодого художника Жоржа Сера, приглашённого Камилем Писсарро. Новое течение в живописи, которое представлял Сера, вначале причислили к импрессионизму, а позднее назвали неоимпрессионизмом, пуантилизмом и дивизионизмом.

Жорж Сера (1859-1891)

«Купание в Аньере»

«Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт»

«Цирк»

Постимпрессионизм В 80-х гг. XIX в. ситуация во французском искусстве сильно изменилась. Три последние выставки импрессионистов показали высшие достижения этого направления и одновременно свидетельствовали о том, что оно уже исчерпало себя. В конце столетия четыре художника громко заявили о себе, подводя итог искусству XIX столетия и прокладывая путь в будущее. Это были Поль Сезанн (1839—1906), Винсент Ван Гог (1853—1890), Поль Гоген (1848—1903) и Анри де Тулуз-Лотрек.

Поль Сезанн (1839-1906)

«Натюрморт с яблоками и апельсинами»

Винсент Ван Гог (1853-1890)

«Портрет доктора Гаше»

Поль Гоген (1848-1903)

«Видение после проповеди, или Борьба Иакова с ангелом»

«Таитянки» и «Женщина, держащая плод» Вышедшие из церкви бретонские женщины сидят у распятия, шепча молитвы. Пространство, показанное мастером как бы снизу вверх, напоминает о средневековых книжных миниатюрах. Время остановилось, и невозможно понять, какой это день — сегодняшний или давно минувший («Жёлтый Христос», 1889 г.).

«Жена короля»

«Откуда мы? Кто мы? Куда мы идём?»

Анри де Тулуз-Лотрек (1864—1901)

Живопись Германии

Адольф фон Менцель «Железопрокатный завод» и «Железная дорога Берлин — Потсдам»

Вильгельм Лейбль «Крестьянка»

Андерс Цорн (1860—1920)

«Хлеб наш насущный»

«Премьера»

«Портрет Э. А. О. Коклена»

«Танец в Иванову ночь» и «Марит» В 1896 г. мастер навсегда поселился в родных местах, в Муре. Изучая местный фольклор, он собрал богатую этнографическую коллекцию, а в 1913 г. построил большой дом в «старинном северном» стиле, который впоследствии превратился в мемориальный музей. Главной темой его творчества стала жизнь шведской провинции.

«Хинс Андерс» и «Портрет Ж. Э. Ренана»

Ханс фон Маре «Гребцы»

Макс Либерман «Дюны в Ноордвийке»

Живопись Англии В живописи Англии главенствующее положение сохранила академическая школа. Неглубокие, слащавые, с надуманными сюжетами работы членов лондонской Королевской академии искусств пользовались большой популярностью у невзыскательной викторианской публики. Однако на протяжении второй половины XIX столетия академия не дала ни одного интересного художника.

Прерафаэлиты

Джон Рескин (1819—1900)

Уильям Холмен Хант «Риенци»

Данте Габриэл Россетти (1828-1882)

«Ecce ancilla domini» («Слуга Господня»)

«Юность Марии»

«Свадьба Святого Георгия и принцессы Сабры»

Джон Эверетт Миллес (1829-1896)

«Христос в доме Своих родителей»

«Изабелла»

«Офелия»

Уильям Моррис «Королева Гиневра» Новый этап в движении прерафаэлитов начался со знакомства Данте Габриэла Россетти и двух студентов Оксфордского университета — Уильяма Морриса (1834—1896) и Эдуарда Берн-Джонса (1833— 1898).

Форд Мэдокс Браун «Прощание с Англией»

Эдуард Берн-Джоне (1833-1898)

«Сидония фон Борк» и «Зеркало Венеры»

«Последний сон короля Артура в Аваллоне»

«Красный дом» Уильяма Морриса

Джеймс Уистлер (1834-1903) Один из самых интересных и необычных художников второй половины XIX в. Джеймс Эббот Мак-Нил Уистлер родился в Соединённых Штатах Америки. В 1855 г. он приехал в Париж и начал посещать популярную среди французских живописцев мастерскую швейцарского педагога Марка Шарля Габриэля Глейра (1808—1874). В Париже Уистлер познакомился с Поставом Курбе, художником-новатором, главой реалистического направления во Франции.

«Девушка в белом»

«Золотая ширма»

«Портрет матери. Композиция в сером и чёрном»

«Портрет Сесили Александер»

«Ноктюрн в синем и золотом. Мост в Баттерси» и «Ноктюрн в чёрном и золотом. Падаюшая ракета»

Галерея Тейт в Лондоне Это прославленное собрание английской живописи XVI—XIX вв. и современного искусства Европы и США носит имя основателя — промышленника Генри Тейта (1819—1899). В 1894 г. он подарил государству шестьдесят семь картин (в частности, «Офелию» Джона Эверетта Миллеса) и три скульптуры британских авторов XIX в. На его же средства вскоре было возведено музейное здание на набережной Темзы. Двери нового музея распахнулись для посетителей в августе 1897 г.

Искусство России В середине XIX в. Россия пережила сильные потрясения: поражением закончилась Крымская война 1853—1856 гг., умер император Николай I, взошедший на престол Александр II (1855—1881 гг.) осуществил долгожданную отмену крепостного права и другие реформы. Ощущалась острая потребность в переменах, и в обществе бурно обсуждались возможные пути развития страны.

Архитектура и скульптура

Театр оперы и балета, Исторический музей, Верхние торговые ряды

Скульптор Михаил Микешин - Тысячелетие России

Марк Антокольский - Иван Грозный

Александр Опекушин - Памятник А. С. Пушкину

Живопись В 1862 г. Совет Санкт-Петербургской академии художеств принял решение уравнять в правах все жанры, отменив главенство исторической живописи. Золотую медаль теперь присуждали независимо от темы картины, учитывая только её достоинства. Однако «вольности» в стенах академии просуществовали недолго.

Василий Перов (1834—1882)

«Сельский крестный ход на Пасхе»

«Чаепитие в Мытищах»

«Тройка. Ученики мастеровые везут воду» и «Последний кабак у заставы»

«Портрет Ф. М. Достоевского»

«Охотники на привале» Жанровые картины охотничьей серии Перова свободны от серьёзной идейной или социальной нагрузки.

Бытовой жанр Передвижников

Григорий Мясоедов «Земство обедает»

Василий Максимов «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу»

Владимир Маковский «На бульваре»

Николай Ярошенко «Всюду жизнь»

Иван Крамской (1837-1887) Путь Ивана Николаевича Крамского в искусство характерен для разночинца: он родился в маленьком городе Острогожске в семье мелкого чиновника, закончил четырёхклассное училище, был переписчиком, подмастерьем иконописца, ретушёром у фотографа; наконец приехал в Петербург и поступил в Академию художеств.

«Христос в пустыне»

«Портрет Л. Н. Толстого»

«Мина Моисеев»

«Неизвестная» Молодую женщину в мехах и бархате с высокомерным выражением лица, которая едет по Невскому проспекту («Неизвестная», 1883 г.), критики назвали «исчадием больших городов».

Николай Ге (1831-1894)

«Тайная вечеря»

«Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»

«Что есть истина?»

«Голгофа»

Иван Айвазовский (1817—1900), сын купца из города Феодосии на побережье Чёрного моря, закончил Санкт-Петербургскую академию художеств с Большой золотой медалью.

Пейзаж Передвижников

Алексей Саврасов (1830-1897)

«Грачи прилетели»

«Просёлок»

«Дворик. Зима»

Иван Иванович Шишкин (1832— 1898) Иван Иванович Шишкин (1832— 1898) родился в городе Елабуге в семье образованного и влиятельного купца. После окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а затем Академии художеств в Петербурге (с Большой золотой медалью) он был отправлен в поездку по Европе. В Германии Шишкин завершил обучение и стал академиком. Точность рисунка, суховатая живопись и пристрастие к монументальным композициям выделяют его среди других русских пейзажистов.

«Рожь»

«Утро в сосновом лесу»

Фёдор Васильев «Мокрый луг»

Архип Иванович Куинджи (1841 — 1910) Пейзажист Архип Иванович Куинджи (1841 — 1910) родился в Мариуполе на побережье Азовского моря. Его отец, грек по происхождению, был сапожником. Куинджи не получил систематического художественного образования, но рисовал постоянно. Он некоторое время жил у Ивана Константиновича Айвазовского в Феодосии, а в конце 60-х гг. переехал в Петербург. С друзьями, будущими передвижниками, художник много работал на природе.

«Вечер на Украине»

«Берёзовая роща»

Василий Поленов (1844-1927)

«Московский дворик»

«Бабушкин сад»

«Христос и грешница»

Илья Репин (1844-1930)

«Бурлаки на Волге»

«Портрет М. П. Мусоргского»

«Не ждали» Однако работа выходит за рамки этих жанров: здесь есть бесконечный простор противоположного берега Волги, высокое небо, могучая сила, воплотившаяся в бурлацкой упряжке. Даже размеры картины усиливают впечатление размаха.

«Иван Грозный и сын его Иван 1б ноября 1581 года»

«Заседание Государственного совета»

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Василий Верещагин (1842—1904)

«Двери Тамерлана»

«Представляют трофеи»

«Апофеоз войны» Завершает эту серию знаменитый «Апофеоз войны». Среди выжженной пустыни возвышается пирамида из человеческих черепов. Над ней кружит вороньё. На заднем плане — разрушенный город, засохшие деревья.

«Шипка — Шейново. Скобелев под Шипкой»

Василий Суриков (1848-1916)

«Утро стрелецкой казни»

«Менщиков в Берёзове»

«Боярыня Морозова» На третьей, может быть самой знаменитой исторической картине Сурикова, «Боярыня Морозова» (1887 г.), изображён пролог к трагическим событиям Петровской эпохи, разыгравшийся ещё при отце Петра, царе Алексее Михайловиче.

«Взятие снежного городка»

«Переход Суворова через Альпы»

Виктор Васнецов (1848-1926)

«После побоища Игоря Святославича с половцами»

«Алёнушка»

«Богоматерь»

«Богатыри» Самое знаменитое произведение Васнецова - «Богатыри» (1881 — 1898 гг.). Любой зритель свободно назовёт всех троих по именам, а ведь это совсем не иллюстрация к известному сюжету (в былинах Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович действуют чаще всего порознь).

Исаак Левитан (1860-1900)

«Осенний день. Сокольники»

«У омута»

«Владимирка»

«Над вечным покоем»

«Март»

«Золотая осень»

Государственная Третьяковская галерея в Москве — одно из крупнейших собраний русского изобразительного искусства, всемирно известный национальный культурный центр. Музей носит имя основателя — московского купца Павла Михайловича Третьякова (1832—1898), подарившего в 1892 г. городу свою картинную галерею

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия