Обзор Европейского искусства первой половины 19 века

Британский парламент

Чарлз Бэрри. Британский парламент. 1840—1868 гг. Лондон.

 

В архитектуре Англии ещё в первой половине XVIII в. утвердился неоготический стиль. Одним из самых впечатляющих его примеров стал ансамбль Парламента в Лондоне. Его строительство продолжалось с 1840 г., когда на берегу Темзы был заложен массивный гранитный фундамент, по 1868 г.

Автором архитектурного проекта был сэр Чарлз Бэрри (1795—1860), известный своими постройками в духе итальянского Возрождения. Однако, вдохновясь особой ролью здания Парламента как национального символа, зодчий придал ему облик памятников английской готики XVI в. Комплекс совмещает чёткость, ясность планировки с живописностью: лёгкое кружево готического убранства придаёт грандиозному сооружению неожиданную лёгкость. Ведущим скульптором этого направления, которое называют «постминимализмом», чтобы подчеркнуть его зависимость от прежнего стиля, стал Джоэль Шапиро Несомненно, что первичные структуры крупного масштаба являются памятниками

Башни разной высоты делают силуэт Парламента асимметричным; самая высокая из них — Виктория — достигает ста трёх метров, а Часовая - почти ста; на Часовой башне установлены знаменитые часы Биг Бен с четырнадцатитонным колоколом. По сторонам центрального вестибюля располагаются залы заседаний — Палата лордов и Палата общин. Всего в здании тысяча сто комнат, коридоры обшей протяжённостью четыре километра, около ста лестниц и одиннадцать внутренних дворов. В ансамбль Парламента Бэрри включил также Вестминстер-холл, одно из старейших лондонских зданий (XI в.).

Внутренней отделкой Парламента руководил Огастес Уэлби Пьюджин (1812—1852) — архитектор и художник, страстно влюблённый в Средневековье. Интерьеры здания украшены статуями (их более пятисот), картинами, фресками, мозаикой, витражами, деревянной резьбой и изделиями из бронзы. Особой роскошью отделки отличается Палата лордов с оконными витражами и резным позолоченным балдахином над королевским троном.

Огромное влияние на формирование исторических взглядов в системе архитектурного образования оказал Н.В.Султанов (наряду с И.И.Горностаевым, В.А.Прохоровым, А.В.Праховым, В.В.Сусловым; Е.М.Соколовским и другими). За многолетний период преподавательской деятельности Н.В.Султановым было воспитано несколько поколений гражданских и военных инженеров, написаны и изданы самостоятельные профессиональные курсы всеобщей истории архитектуры, включавшие и русскую тематику. Среди многочисленных учеников наиболее заметное влияние на дальнейшее развитие «русского стиля» оказал В.А.Косяков, а на развитие теории и истории архитектуры – М.В.Красовский и И.Б.Михаловский.

2.4. Заказ Александра III и роль Н.В.Султанова. Его «теория» «русского стиля». Царствование Александра III началось с масштабных проектов в художественной области, сразу же определивших новое понимание творческих задач. Приоритетное звучание получила мемориальная тема: в памятниках Александру II – в Санкт-Петербурге (конкурс на проект храма Воскресения Христова) и в Москве (конкурс на проект памятника в Кремле). По государственному заказу сооружались шедевры «русского стиля» - храмы в Борках, Таллине, Баку, Петропавловский храм в Петергофе, посольские церкви. Огромное значение для последующего развития монументальной живописи имело создание интерьеров Владимирского собора в Киеве, вызвавшее много подражаний.

 Приверженцами «русского стиля», наряду с императором, были великие князья Сергей и Павел Александровичи, президент Академии художеств в. кн. Владимир Александрович, в. кн. Константин Константинович и другие члены царской семьи. Убежденными сторонниками этого художественного направления были С.Д.Шереметев, И.И.Воронцов-Дашков, Ф.Ф.Юсупов и З.Н.Юсупова, Д.С.Сипягин, С.Д.Шереметев и многие другие. Все они были заказчиками произведений «русского стиля», созданных в 1880-х – 1890-х годах.

 Среди зодчих, последовательно осуществлявших художественную программу царствования императора Александра III, выделялся Н.В.Султанов – личность широчайшего творческого кругозора, энциклопедических знаний, который, подобно эрудитам эпохи Возрождения, был теоретиком и практиком архитектуры, ученым, реставратором, педагогом и государственным деятелем, жизнь и профессиональная деятельность которого были тесно переплетены с биографиями царедворцев эпохи царя-миротворца. «Я твердо верую в будущее России Александра III», - писал он. Решающее влияние на формирование творческого кредо молодого Н.В.Султанова оказал С.Д.Шереметев - сторонник «возрождения» художественной традиции XVII века.

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия