Обзор Европейского искусства первой половины 19 века

Архитектура Франции эпохи Наполеона I

Жан Франсуа Шальгрен и др. Триумфальная арка на площади Шарля де Голля. 1806—1837 гг. Париж.

Франсуа Рюд. Выступление добровольцев в 1792 году (Марсельеза). Рельеф Триумфальной арки на плошали Шарля де Голля. 1833—1836гг. Париж.

 

В искусстве наполеоновской Франции господствующая роль осталась за неоклассицизмом (который в своё время был объявлен Конвентом — высшим законодательным и исполнительным органом Французской республики — официальным стилем революции). При этом архитектурные формы приобрели особую пышность и торжественность, а масштабы строительства - грандиозный размах. Неоклассицизм времён Наполеона I получил название ампир (франц. empire— «империя»). Он должен был символизировать величие и могущество державы, созданной генералом Бонапартом.

Главным мероприятием Наполеона в области архитектуры стала реконструкция Парижа. По плану перестройки французской столицы, разработанному ещё Комиссией художников, предполагалось связать средневековые кварталы системой проспектов, пересекающих город по оси «восток - запад», повторив маршрут революционных праздничных шествий от руин Бастилии до площади Революции (Согласия). Этот проект был осуществлён, но в изменённом виде; теперь ансамбль парадного центра города включал дворцовые комплексы Лувр и Тюильри, площадь Согласия. Отсюда новый проспект Елисейские Поля вёл к западной окраине города, где скрещивалось несколько дорог (в 1863 г. там была разбита площадь Звезды, в 1970 г. переименованная в площадь Шарля де Голля). Некоторые кварталы были заполнены типовой застройкой, как, например, улица Риволи (1801 г., архитекторы Шарль Персье и Пьер Франсуа Леонар Фонтен), проложенная от площади Согласия к Лувру.

Ключевые пункты новой планировки столицы были отмечены монументами, прославлявшими победы императорской армии. Нередко их проектировали, используя черты известных древнеримских памятников. Например, триумфальная колонна на Вандомской площади (1806—1810 гг., архитекторы Жан Батист Лепер, Жак Гондуэн) повторила форму Колонны императора Траяна, а въездные ворота дворца Тюильри (1806—1807 гг., архитекторы Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен), которые сейчас более известны как Триумфальная арка на площади Карусель, — уменьшенная копия знаменитой Триумфальной арки императора Септимия Севера. До 1815г. арку венчала бронзовая колесница Победы, прежде украшавшая фасад собора Сан-Марко в Венеции, затем её заменили квадригой (скульптор Франсуа Жозеф Бозио). Квадрига - античная двухколёсная повозка, запряжённая четвёркой лошадей в один ряд.

Триумфальная арка Великой армии (1806—1837 гг., архитекторы Жан Франсуа Шальгрен и др.) была заложена в центре будущей площади Звезды по приказу императора в честь его победы в 1805 г. при Аустерлице (в Чехии) над объединёнными войсками Австрии и России. Однопролётная арка (почти пятьдесят метров высотой, около сорока пяти метров шириной, длина пролёта — чуть более двадцати метров) и ныне великолепно просматривается из разных частей города, так как она расположена на пере сечении двенадцати больших улиц. Арка является памятником воинской доблести французов: на её поверхности вырезаны имена шестисот шестидесяти героев наполеоновских войн. Её пилоны ((греч. «пилон» — «ворота», «вход») — массивные столбы, служащие опорами для перекрытий) в 30-е гг. XIX в. были украшены скульптурными рельефами; в их числе знаменитая композиция Франсуа Рюда (1784— 1855) «Выступление добровольцев в 1792 году», или «Марсельеза» (1833— 1836 г.). Под сводом арки с 1921 г. находится могила Неизвестного солдата — участника Первой мировой войны.

Новый заказ и изменение стилистических приоритетов в архитектуре и искусстве. Поворот верховной власти от «византийского» к «русскому» стилю в архитектуре и к покровительству «национальным» мотивам в искусстве зависел от изменения характера этой власти. Новый этап эволюции «русского стиля» начался с воцарением императора Александра III, придавшего ему «государственный» статус при создании нового облика Российской державы. Опора на традиции отечественной культуры, развитие экономики, реформирование армии, повышение роли Православной церкви, обращение не «вовне», а к своим собственным корням и истокам, - эти идеи неизбежно вели к преобразованиям архитектуры и искусства.

Наряду с реформированием общества, не менее важной виделась объективная необходимость реформирования института монархии. Александр III осознавал необходимость изменения характера самодержавной власти и ее адаптации к исконной российской традиции, возрождения к жизни элементов «самодержавия» московских царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. При общеевропейском движении «историзма», поиска корней европейских монархий в далеком прошлом это выглядело вполне современно. Перспективное направление эволюции российской монархии точнее всего определили славянофилы, призывавшие к восстановлению прерванных петровскими преобразованиями отношений царя и народа.

Концепция российского «самодержавия», которой стремился придерживаться Александр III, противоречила концепции западного «абсолютизма», введенного Петром I. «Вся суть реформы Петра сводится к одному – к замене русского самодержавия – абсолютизмом. Самодержавие, означавшее первоначально просто единодержавие, становится после него римско-германским императорством» (Д.А.Хомяков). Контраст между двумя системами монархического правления выражался в своеобразном «противостоянии» «классицистических» принципов искусства (служивших отражением модели «абсолютизма») и «русского стиля» (выражавшего идеи традиционного «самодержавия»). Подобно тому, как Петр I порывал с культурой Московской Руси и шел по пути создания культуры «европейского типа», Александр III (опираясь, тем не менее, на европейский опыт XIX века), провозглашал дальнейшее развитие «прерванного» в петровское время зодчества XVII столетия (по С.Д.Шереметеву), «порывая», в известной мере, с петровскими идеями радикальной «европеизации» (в период правления Александра III не было установлено ни одного памятника Петру I). В произведениях «русского стиля», объявлявшегося «официальным», программным стилем царствования, воплотилась концепция Царской или Московской Руси с ее казавшимися идеальными взаимоотношениями власти и народа.

Ансамбль Лувра и Тюильри в Париже. Начало XIX в.

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия