Летающий спутник

Летающий спутник

Заработок для студента

Заработок для студента

 Заказать диплом

 Курсовые работы

Курсовые работы

Репетиторы онлайн по любым предметам

Репетиторы онлайн по любым предметам

Выполнение дипломных, курсовых, контрольных работ

Выполнение дипломных, курсовых, контрольных работ

Магазин студенческих работ

Магазин студенческих работ

Диссертации на заказ

Диссертации на заказ

Заказать курсовую работу или скачать?

Заказать курсовую работу или скачать?

Эссе на заказ

Эссе на заказ

Банк рефератов и курсовых

Банк рефератов и курсовых

Обзор Европейского искусства первой половины 19 века

Архитектура эпохи великой Французской Революции

В годы Великой Французской революции во Франции не построили ни одного долговечного сооружения. Это была эпоха временных построек, как правило деревянных, которые, конечно, просуществовали очень недолго.

В начале революции была разрушена Бастилия, снесены памятники королям. В 1793 г. закрыли королевские академии, в том числе Академию архитектуры. Вместо них появились Национальное жюри искусств и Республиканский клуб искусств (в 1795 г. их заменила Школа изящных искусств), главными задачами которых были организация массовых праздников и оформление парижских улиц и площадей.

На площади Бастилии, на руинах старой тюрьмы, воздвигли павильон с надписью: «Здесь танцуют». Площадь Людовика XV, созданная Жаком Анжем Габриелем, была названа площадью Революции (ныне площадь Согласия) и дополнена триумфальными арками «в честь побед, одержанных над тиранией», статуями Свободы, фонтанами с эмблемами. Она должна была стать местом национальных празднеств. Позднее на месте конной статуи Людовика XV в центре площади установили гильотину: здесь обезглавили свыше тысячи человек, в их числе короля Людовика XVI и королеву Марию Антуанетту, а затем и многих вождей революции, среди них Жоржа Жака Дантона и Максимильена Робеспьера. Марсово поле стало местом народных собраний с алтарём Отечества в центре; именно здесь 8 июня 1794 г. отмечался праздник Верховного существа, культ которого был провозглашён взамен официально упразднённого революционным правительством католицизма.

В 1791 г. церковь Святой Женевьевы, построенная Жаком Жерменом Суфло, была названа Пантеоном национальных героев Франции. Сюда поместили останки деятеля революции графа Мирабо, философов и писателей Вольтера, Жана Жака Руссо. Дом Инвалидов (комплекс зданий, построенных в Париже по приказу короля Людовика XIV для престарелых солдат-инвалидов) и его Собор превратились в храм Человечности.

Париж был украшен новыми монументами: скульптурными памятниками «Возрождённая природа», «Слава французского народа», колонной в честь солдат, умерших за родину, и др.

Однако в годы Французской революции были предприняты и шаги, сыгравшие существенную роль в истории архитектуры. В 1794 г. была образована Комиссия художников, которая занималась благоустройством города, а также планировала изменения в его облике. Эти планы оказали влияние на последующие градостроительные преобразования в Париже, реализованные уже в наполеоновскую эпоху.

Система декора «византийского стиля» характеризовалась тектоничностью, художественные элементы включались в общий конструктивный замысел. На фасадах выявлялось внутреннее устройство и характерные элементы структуры (аркады барабанов и апсид, обрамление окон и порталов и т.д.). Система декора произведений «русского стиля» приобрела к 1870-м годам чрезмерную насыщенность. Многие элементы внешней композиции зданий имели чисто декоративное значение (луковичные главки, декоративные шатры и «бочки» и т.д.) Декоративность становится в 1880-х –1890-х годах одной из характерных особенностей его развития.

Контраст между формообразованием «византийского стиля» (плавность купольных покрытий, одноглавие или пятиглавие, базиликальность) и «русского стиля» (шатровые завершения, вертикальная динамика, компактность плана) с особой силой обострился в 1860-х – 1870-х годы. Выводом из этого сопоставления может служить утверждение о параллельном существовании «русского» и «византийского» «стилей», тем более, что этот факт не отрицался зодчими тех лет.

В условиях признания «византийского стиля» «придворным», «русский стиль» оставался на протяжении 1860-1870-х годов на «втором плане», не отражая в полной мере стратегических устремлений государственной власти. Хотя, справедливости ради, следует отметить признание за «шатровым стилем» известной «репрезентативной» роли как в представлении русских национальных традиций за рубежом, так и при сооружении кафедральных соборов в российской провинции.

Во второй главе «РУССКИЙ» И «ВИЗАНТИЙСКИЙ» СТИЛИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА. ЭПОХА АЛЕКСАНДРА III рассматривается роль государственного заказа в развитии этих наиболее важных для государственной власти стилей. Новые художественные приоритеты верховной власти выводили на первый план развитие «русского стиля». Теперь уже «византийский стиль» переходит на «второй план», освобождая путь «русскому стилю», но сохраняя свое значение благодаря сформировавшейся архитектурной школе. Реформирование области искусства коснулась и малых форм – интерьера, развития декоративно-прикладного искусства, других областей художественного творчества. Изменился характер памятников, сооружавшихся в те годы с особым размахом. Наиболее показательной личностью, крупным мастером и теоретиком «русского стиля», наиболее полно воспринявшим концепцию этого царствования и отразившим ее в произведениях разных жанров, был Н.В.Султанов (1850-1908), творчество которого впервые столь подробно исследовано автором.

 

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия