Замок Шарлоттенбург

Искусство Германии

Георг Венцеслаус Кнобельсдорф. Замок Шарлоттенбург. 1745 г. Берлин.

 

Пышность убранства, стремление к своеобразной архитектурной игре характерны для большинства построек Саксонии в стиле барокко, в том числе и храмовых. Такова дворцовая церковь в Дрездене (1738— 1756 гг.), созданная архитектором Гаэтано Кьявери (1689—1770). Необычно выполнен её западный фасад: прямо над входом расположена колокольня, высота и обилие украшений которой сразу притягивают к себе внимание.

Интересен протестантский храм Фрауэнкирхе (1726—1743 гг.) в Дрездене, построенный архитектором Георгом Бером (1666—1738). Облик дрезденского храма (он разрушен во время Второй мировой войны) был строг, даже суров: использовались лишь простые плоские архитектурные украшения, скульптура отсутствовала. Бер попытался показать, что архитектура барокко прекрасно может передавать строгий и сосредоточенный дух протестантского богослужения.

Особенностью женского костюма в начале XVI века стал жесткий корсет из кожи, надеваемый на рубашку. Юбка теперь имела контур трапеции, расширяющейся от пояса к подолу. Рубашка и платье получили вырез-каре; стали двойными рукава. Головные уборы состояли из каркаса разнообразных форм, к которому крепились накидки, спускавшиеся на плечи и лопатки. В 50-е годы завезли из Франции маленькую серповидную наколку с приколотой к ней черной вуалью.

Затем появились и в мужском, и в женском костюме отложные воротники, мужчины стали носить широкополые шляпы.

На смену испанской моде пришла французская, но англичане не сразу стали носить парики, делали прическу из собственных завитых волос длиной до плеч. Если кто-то и носил парик, то небольшой. В женском платье появилось декольте, в начале следующего века ставшее весьма широким.

Мужчины позаимствовали из французских мод прежде всего штаны покроя «кюлотт», завязываемые под коленом.

Во времена королевы Елизаветы дамы носили платье с широким кринолином, который не доходил до пола, оставляя открытыми ступни ног в башмаках без каблуков. Узкий лиф имел довольно глубокий вырез-каре и высокий стоячий веерообразный воротник из кружев. При закрытом платье продолжали носить воротник-фрезу до конца XVI века.

Парадный женский костюм включал в себя предмет, неизвестный в других странах - палантин. Это была длинная и довольно широкая полоса дорогой ткани, края которой были закреплены на левом плече, а все полотнище, пропущенное под правой рукой, ложилось свободными мягкими складками на правый бок от груди до бедра.

А в начале XVII века отказались от многих французских фасонов; в 20-х годах исчезли и следы испанского влияния на английский костюм. Стала формироваться собственная национальная мода, которая в XVIII веке дала направление европейскому костюму следующей эпохи. Появились новые прически, одна из которых вошла в европейскую моду под названием английской; под этим названием она была распространена в XIX веке в России: гладкие, расчесанные на прямой пробор и сложенные в узел сзади волосы дополнялись круто завитыми локонами по бокам головы, вдоль щек.

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия