Германия

Искусство XVIII века

В XVIII в. Германия оставалась раздробленной на множество мелких королевств, герцогств и княжеств. Экономический упадок, отсталый уклад жизни (в ряде земель сохранялось крепостное право) не способствовали развитию страны. Но именно к этому времени относится творчество выдающихся деятелей науки и культуры, таких, как писатель, мыслитель и естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гёте, философ Иммануил Кант, композитор Иоганн Себастьян Бах, и многих других.

Наиболее интересные и значительные памятники архитектуры и изобразительного искусства создавались в трёх немецких государствах — Баварии, Саксонии и Пруссии. В Баварии и Саксонии в первой половине XVIII столетия благодаря тесным художественным контактам с Италией развивался стиль барокко. Здесь работали знаменитые итальянские мастера: в Вюрцбурге — художник-монументалист Джованни Баттиста Тьеполо, а в Дрездене - мастер городского пейзажа Бернардо Беллотто.

Но это уже был новый век, и французов ждали новые потрясения: войны, Реставрация Бурбонов, революция 1830-го и революция 1848 года, Вторая республика, Вторая империя Луи Бонапарта, снова войны и снова революции - и так почти до конца XIX века. Второе возвращение Бурбонов ознаменовалось работой Чрезвычайных трибуналов, за короткий срок вынесших 10 000 приговоров. Было уволено сто тысяч человек из работавших в административной системе, и на их посты были определены вернувшиеся из эмиграции монархисты. Однако созданные Наполеоном структуры власти были сохранены.

В июле 1830 года народ восстал, и Карл X Бурбон бежал в Англию. Провозглашенный королем Луи-Филипп Орлеанский опубликовал новую конституцию, содержание которой превращало страну в буржуазную монархию.

В 1848 году - опять баррикады, и на этот раз отрекся и бежал в Англию уже Луи-Филипп: это становилось своего рода традицией. Народ избрал президента Республики - Луи Бонапарта, который 2 марта 1851 года разогнал Законодательное собрание , а в декабре 1852 года объявил себя императором под именем Наполеона Третьего. По сути это была диктатура, вдохновлявшаяся идеей «бонапартизма», под которым подразумевалась концентрация власти в руках сильной личности, стоящей над классами и партиями. Новоявленный Бонапарт завел пышный двор, привлекавший авантюристов со всего света; пышно расцвела коррупция, которую не страшил даже террор, начатый властями против инакомыслящих. При дворе был введен обязательный придворный костюм: императрица Евгения была фанатичной поклонницей Марии-Антуанетты, казненной Конвентом в 1793 году; в женском платье были восстановлены корсет, кринолин и большое декольте. Туалеты отличались избытком украшений, кричащей роскошью отделки. Наполеон III в своем стремлении возродить абсолютную монархию даже пытался учредить мушкетерские полки в качестве дворцовой гвардии, но из этого ничего не получилось: возможно, даже среди придворных нашлись трезвые головы, понявшие смехотворность подобной затеи.

 

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия