Итальянское монументальное искусство

Искусство Италии

В XVIII в. важнейшими художественными центрами Италии оставались Рим и Венеция. Однако если в Венеции развивалось современное искусство, то в Вечный город живописцы, скульпторы, поэты и мыслители приезжали, чтобы изучать памятники античности, эпохи Возрождения и общаться друг с другом — делиться опытом, обсуждать творческие проблемы.

Ведущим стилем итальянской живописи XVIII столетия являлось барокко, а главной фигурой, безусловно, был Джованни Баттиста Тьеполо — последний хранитель традиций итальянского монументального искусства.

Ставший после смерти в 1642 кардинала Мазарини (фактического правителя страны при номинальном регентстве Анны Австримской) абсолютным монархом Людовик XIV определил сущность абсолютной монархии в известной формуле: «Государство -это Я!». Он объявил себя своим собственным премьер-министром, в 1668 году публично вырвал из Книги протоколов парламента все страницы, связанные с событиями Фронды - выступлениями феодальной оппозиции - и начал преследовать провинциальные парламенты, предельно ограничивая их в правах. Желая всемерно возвысить дворянство, но при этом не допустить новой «фронды», он решил держать основную массу аристократов при дворе, где можно было их контролировать. Для этого он переехал в Версаль, где его охраняли 10 тысяч гвардейцев, а обслуживали 4 тысячи слуг из числа высшего дворянства. Было учреждено множество придворных должностей - например, ординарный хранитель галстуков или капитан комнатных левреток, и т.п. Ритуал служения королю доходил до абсурдных подробностей. Вся его жизнь, начиная с утреннего туалета, одевания и завтрака, протекала публично, в присутствии придворной знати; рубашку вставшему с постели королю подавал принц крови, другой принц нес перед ним свечу, провожая вечером в спальню. Едва ли не главным правилом этикета было требование снимать шляпу в присутствии короля, тогда как сам король всегда был в шляпе - даже за столом.

В сущности, Людовик XIV разделил дворянский класс на две части: придворную аристократию и провинциальное дворянство. Первые веселились на ежедневных балах, получали от короля награды и денежные подарки (король даже давал деньги на карточную игру своим партнерам за ломберным столом). Процветали фавориты и фаворитки короля, их друзья, родственники и приближенные. В благодарность придворные доносили королю о настроениях в дворцовой среде, собирали сплетни, интриговали, безмерно льстили королю-солнцу. В поведении этих дворян не было ничего, что характеризовало бы их, как военное сословие: их манеры были ближе к танцевальным, чем к рыцарским. Что неудивительно, если вспомнить о традиционных «королевских балетах» - особом церемониале, в котором обязан был участвовать каждый придворный, находящийся в этот момент во дворце. И хотя это называлось «балетом», все его исполнение заключалось в торжественных передвижениях построенных в определенном порядке дам и кавалеров, многочисленных поклонах и ритуальных жестах. Поскольку же все исполнялось под музыку, то считалось, что участники этого действа танцуют. Естественно, в качестве первого солиста в этом балете выступал король, и весь этот церемониал выражал преклонение перед монархом.

 

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия