Линейная перспектива

Искусство России

До начала XVIII столетия в русской живописи развивались преимущественно иконописные традиции. По воспоминаниям современников, в России в то время любые изображения принимали за иконы: нередко, приходя в дом чужеземца, русские по обычаю кланялись первой попавшейся им на глаза картине. Однако в XVIII в. живопись постепенно стала приобретать европейские черты: художники осваивали линейную перспективу ((франц. perspective, от лат. perspicio — «ясно вижу») - система изображения пространства и предметов на плоскости, распространившаяся в Европе с эпохи Возрождения) позволяющую передать глубину пространства, стремились правильно изображать объём предметов с помощью светотени, изучали анатомию, чтобы точно воспроизводить человеческое тело. Распространялась техника живописи маслом, возникали новые жанры.

Особое место в русской живописи XVIII в. занял портрет. Наиболее ранние произведения этого жанра близки к парсуне XVII в. Персонажи торжественны и статичны.Парсуна (от лат. persona) — тип портретного изображения в русской живописи второй половины XVI — XVII вв., сохраняющий технику, стилистику и образный строй иконы.

В 1556 году королевой стала Елизавета Тюдор, дочь Генриха XVIII. Ее «осторожное правление» (как его определяли поклонники такого курса) привело к укреплению абсолютизма. Была одержана решительная победа на море - разгромлена испанская «Великая Армада», началась колонизация Ирландии и дальние путешествия в поисках новых земель. Особую заботу королеве доставляли претензии на власть со стороны шотландской династии Стюартов; как известно, Мария Стюарт потерпела поражение в борьбе за шотландский престол, бежала в Англию, где провела долгие годы в заключении и, заподозренная в попытке захватить английский престол, была казнена. За время правления Елизаветы в искусстве и в бытовой жизни отчетливо заявили о себе мотивы Возрождения; достигшие Англии с таким опозданием, они быстро стали заметным явлением европейской культуры.

После смерти Елизаветы на английский престол вступил сын Марии Стюарт - Иаков I. При нем обострилась борьба между королем и парламентом. В 1625 году Иаков умер, на трон взошел Карл 1, и в 1642 году началась буржуазная революция, знаменем которой был пуританизм, объединивший крестьянство, городские низы, буржуазию и джентри. Гражданская война (первый этап длился с 1642 по 1646 год, второй произошел в 1648 году) закончилась победой восставших сторонников парламента; эту армию возглавил индепендент (член партии независимых) Оливер Кромвель. Карл 1 был казнен и объявлена парламентская республика. Но в связи с начавшейся борьбой шотландцев и ирландцев за свою независимость была учреждена военная диктатура, возглавить которую поручили заработавшему славу надежного бойца Кромвелю. Так называемый военный протекторат Кромвеля привел к реставрации королевской власти Стюартов: в 1660 году был приглашен занять королевский трон воспитанный во Франции Карл II, который обещал не отменять результатов революции. Зато он привез с собой достижения французской моды, включая пудреный парик, и француженку-жену, которая стала задавать тон в жизни высших слоев общества. Этого короля прозвали в народе «веселым монархом». Освоившись в новой роли, Карл начал конфликтовать с парламентом и хотел восстановить католицизм. В 1685 Карл умер, и на престол вступил Иаков II - католик. Стремясь увеличить количество своих сторонников, он начал продавать титулы; это стоило покупателю всего 1000 фунтов. Более того, Иаков ввел новый титул, прежде не существовавший в Англии - титул баронета, который толковался как звание прямого вассала короля. Ряды аристократов, преданных королю, росли, и стало ясно, что позиции сторонников полного возврата к прежней государственной системе, включая господство католицизма, укрепляются.

 

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия