Сухарева башня

Искусство России

Михаил Чоглоков. Сухарева башня. 1692— 1695 гг., перестроена в 1698—1701 гг. Москва.

 

В конце XVII в. в московской архитектуре появились постройки, соединявшие российские и западные традиции, черты двух эпох: Средневековья и Нового времени. В 1692— 1695 гг. на пересечении старинной московской улицы Сретенки и Земляного вала (Земляной вал - старинная система оборонительных сооружений; в 1683-1742 гг. был таможенной границей Москвы. Со временем утратил оборонительное значение и в начале XIX в. был срыт), окружавшего Земляной город, архитектор Михаил Иванович Чоглоков (около 1650—1710) построил здание ворот близ Стрелецкой слободы, где стоял полк Л. П. Сухарева. Вскоре в честь полковника его назвали Сухаревой башней.

Необычный облик башня приобрела после перестройки 1698— 1701 гг. Подобно средневековым западноевропейским соборам и ратушам, она была увенчана башенкой с часами. Внутри расположились учреждённая Петром I Школа математических и навигацких наук, а также первая в России обсерватория. В 1934 г. Сухарева башня была разобрана, так как «мешала движению».

Его подражатели уже не понимали, как можно надевать плащ иного покроя, чем у Браммелла, носить дешевые перчатки и не иметь трости, отделанной эмалью. Добиваясь того, чтобы брюки не имели ни одной морщинки, Браммелл ввел в употребление штрипки. Непременным признаком истинного денди был цветок в петлице фрака, сюртука или визитки. Волосы стригли и причесывали так же, как Браммелл. Постепенно появились и другие законодатели изысканных мод, вносившие свои дополнения в стиль дендизма каждый новый сезон. Например, граф Честерфильд-десятый носил с охотничьим костюмом белую рубашку с крахмальными манжетами, бриллиантовую булавку в белом галстуке и клетчатую кепку фасона «Шерлок Холмс». Постепенно денди стали задавать моду не только в одежде, но и в образе жизни, поражая общество совершенно неожиданными нововведениями. Так, введя в обычай фланирование - прогулки по улицам без какой-либо цели, только ради самой прогулки - они стали вырабатывать способ невиданно медленной ходьбы; чтобы добиться плавного движения с минимальной скоростью, они стали выходить на прогулки, имея при себе черепаху, которую вели на поводке подобно собачке.

Понятно, что соперничество в сфере нарядов было делом дорогостоящим, и вскоре Браммелл, будучи азартным игроком, проигрался до полного разорения, не смог расплатиться с долгами и бежал за границу, где и умер в нищете.

Но начатое им дело не заглохло, а постепенно стало приобретать оттенок вызова респектабельному буржуазному обществу, которое всякую чрезмерность в чем бы то ни было почитало неприличной. Так дендизм начал окрашиваться в идеологические тона, становился своего рода оппозицией внутри высшего света: по-прежнему задавая тон в одежде, денди начали эпатировать публику презрением к нормам в области морали, доходя в этом до прямого цинизма. Кумиром нового поколения денди стал Оскар Уайльд (1854-1900 гг), образ жизни которого королевский суд посчитал несовместимым с религиозными нормативами и приговорил нарушителя к лишению свободы. Драматург и автор статей о литературе и искусстве, Оскар Уайльд был широко известен не только в Англии, и его произведения ставятся в театрах до сих пор. Благожелательная критика склонна видеть в его творческих взглядах протест против ограниченности буржуазной морали, но нельзя не заметить в них и связи с нараставшим в конце века эстетическим направлением, которое получило название декадентства.

 

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия