Галерея старых мастеров

Искусство Германии

Галерея старых мастеров — лишь одна из обширных Государственных художественных коллекций в Дрездене. Здесь находятся также Галерея современного искусства, графический и нумизматический кабинеты, собрание скульптуры, музеи декоративного и народного искусства, собрание ювелирных изделий XIV—XVIII вв., коллекций фарфора, оловянной посуды и театральных кукол. Большая часть этих сокровищ была собрана курфюрстами (с 1806 г. — королями) Саксонскими из династии Веттинов.

Первый меценат в этом семействе — курфюрст Фридрих III Мудрый (1486—1525 гг.) — давал заказы и покровительствовал мастерам эпохи Возрождения Альбрехту Дюреру и Лукасу Кранаху Старшему. Его потомок курфюрст Август (1553—1586 гг.) основал в 1560 г. придворную кунсткамеру (музей), которая считалась самой богатой в немецких землях. Помимо всевозможных редкостей там была коллекция картин.

Курфюрст Фридрих Август I Сильный (1694—1733 гг.) в 1699 г. приобрёл «Спящую Венеру» итальянского художника Джорджоне, работы фламандских и голландских мастеров, а в 1722 г. по его распоряжению при дворе была основана картинная галерея. Двести восемьдесят четыре живописных полотна из многочисленных резиденций курфюрста разместили в перестроенных дворцовых конюшнях в Дрездене.

Август Сильный был азартным коллекционером: в 1717 г. он выменял у прусского короля несколько ценных китайских ваз за шестьсот драгун. А его сын Фридрих Август II (1733—1763 гг.) буквально разорил казну Саксонии, но приобрёл многие картины, которые принесли дрезденскому собранию мировую славу. Только в 1741—1742 гг. он приобрёл семьсот пятнадцать полотен на знаменитой ярмарке в Лейпциге, а также в Праге, Париже и Нидерландах. В 50-е гг. XVIII в. были куплены сто картин, принадлежавших герцогу Модены Франсиско III, в том числе «Динарий кесаря» итальянского мастера Тициана и «Портрет Шарля де Моретта» кисти немецкого живописца Ханса Хольбейна Младшего, а также часть художественного собрания австрийских императоров. В 1754 г. у монастыря Сан-Систо в Пьячение (Италия) за двадцать тысяч дукатов по особому разрешению Папы Римского приобретена «Сикстинская Мадонна» Рафаэля.

В середине XVIII в. картины размешались по стенам в порядке их поступления и не имели этикеток. Галерея оставалась придворной коллекцией, но её хранители могли допускать в залы посетителей.

В первой половине XIX в. собрание пополнили полотна из королевских замков и государственных учреждений, среди них «Автопортрет с Саскией на коленях» голландского живописца Рембрандта. При галерее была образована постоянная комиссия из авторитетных специалистов. Она начала приобретать картины современных художников — но только после смерти авторов. В 1839 г. в залы дрезденского собрания был открыт свободный доступ для «прилично одетой публики».

В 1847—1855 гг. по проекту архитектора Готфрида Земпера (1803— 1879) возвели новое здание галереи рядом с дворцовым ансамблем Увингер. Однако оно оказалось слишком тесным для коллекции, и руководство галереи приняло решение продать пятьсот шестьдесят шесть второстепенных картин на аукционе.

В 1853 г. галерея приобрела пятнадцать полотен испанских мастеров XVII в. (Франсиско Сурбарана, Бартоломе Эстебана Мурильо и др.) из наследства бывшего короля Франции Луи Филиппа, в 1860 г. - работы итальянских живописцев (в частности, Сандро Боттичелли). Особенно активные закупки велись после войны 1870—1871 гг.: ландтаг (парламент) Саксонии ежегодно выделял для галереи значительные суммы. Самое удачное приобретение тех лет — «Святой Себастьян» кисти итальянского художника Антонелло да Мессины.

В начале XX в. в музей поступили полотна живописцев предшествующего столетия. Патронажный союз (общественная организация, покровительствующая художникам) дарил галерее картины молодых мастеров, предлагая десять лет спустя решить, достойны ли эти произведения занять место в её коллекции. После Первой мировой войны в разорённой Германии не было средств для пополнения художественных собраний, но Дрезденская галерея охотно обменивалась с другими музеями второстепенными работами.

Художественные коллекции Дрездена не раз подвергались опасности: во время Семилетней войны 1756— 1763 гг., наполеоновских войн, революции 1848 г. В 1937 г. нацисты провели акцию «Дегенеративное искусство» и изъяли четыреста тридцать семь произведений.

Но настоящие испытания принесла Вторая мировая война. С 1942 г. Дрезден подвергался бомбардировкам, а налёты авиации в феврале 1945 г. превратили город в руины. Лучшие экспонаты Галереи старых мастеров с августа 1943 г. были спрятаны в шахтах каменоломен близ деревень Гросс-Котта и Поккау-Ленгефельд и на Роттвердорском руднике. В мае 1945 г. эти хранилища остались без электричества, подходы к ним были заминированы — дрезденские шедевры оказались на грани гибели. Тогда местные жители и сотрудники галереи обратились за помощью к советским военным властям, которые спасли художественные сокровища.

Тысяча двести сорок картин дрезденского собрания были вывезены в СССР; здесь, в музеях Москвы и Киева, над ними работали реставраторы во главе с Павлом Дмитриевичем Кориным. В 1955 г. все эти шедевры возвращены Восточной Германии, а год спустя Дрезденская галерея начала работу в восстановленном здании.

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия