История искусства Франции 17 века

Искусство Франции В XVII столетии во Франции установилась особая форма государственного устройства, названная позднее абсолютизмом. Знаменитая фраза короля Людовика XIV (1643—1715 гг.) «Государство — это я» имела под собой весомое основание: преданность монарху считалась верхом патриотизма. Королевской власти подчинялась и религиозная жизнь страны. Католическая Церковь во Франции стремилась быть независимой от Папы Римского и во многих вопросах действовала самостоятельно.

Архитектура

Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар, Андре Ленотр - Версаль

Жюль Арлуэн-Мансар

Клод Перро

Скульптура Во второй половине XVII в. классицизм стал официальным придворным стилем, служившим прославлению монархии. От скульптуры, которая украшала дворцовые залы и парковые аллеи грандиозных королевских резиденций (и прежде всего Версаля), требовались не столько классическая строгость и гармоничность, сколько торжественность и пышность. Мастера стремились к эффектным, выразительным решениям, монументальным формам. И в этом им, несомненно, помогли традиции итальянского барокко, особенно творчество Лоренцо Бернини.

Франсуа Жирардон

Антуан Куазевокс

Пьер Пюже

Живопись

Луи Ленен (между 1600 и 1610—1648)

Жорж де Латур (1593-1652) В начале XVII столетия основным центром развития живописи во Франции был не Париж, её столица, а восточная провинция Лотарингия и её главный город Нанси.

«Иосиф-плотник»

Жак Калло (1592 или 1593—1635)

Никола Пуссен и живопись Классицизма

Никола Пуссен (1594—1665) родился в маленькой деревушке в Нормандии, провинции на северо-западе Франции. Попав в Париж в возрасте восемнадцати лет, он брал уроки живописи у разных учителей, но ни у одного не задерживался надолго. В результате подлинными его наставниками стали картины великих мастеров прошлого, которые он изучал и копировал в Лувре. В 1624 г. Пуссен впервые поехал в Италию. Там он сложился как художник и прожил большую часть жизни. Пуссен был всесторонне образованным человеком, блестящим знатоком античной литературы. Любимыми его авторами были Гомер и Овидий.

Никола Пуссен «Царство Флоры»

«Танкред и Эрминия»

«Аркадские пастухи»

«Пейзаж с Полифемом»

Клод Лоррен (1600—1682) У Никола Пуссена было немного учеников, но он фактически создал современную ему школу живописи. Творчество этого мастера стало вершиной французского классицизма и оказало влияние на многих художников последующих столетий.

Шарль Лебрен(1619—1690)

Искусство Италии

На развитие итальянского искусства с середины XVI до конца XVII в. оказывала воздействие Контрреформация — движение в католическом богословии, политике и культуре, направленное против Реформации. Главным оружием Контрреформации стала инквизиция — не подчинявшиеся светским властям церковные суды, призванные бороться с инакомыслием. Однако, наблюдая распространение протестантизма в Европе, наиболее дальновидные деятели Церкви призывали защищать позиции католицизма, не преследуя протестантов, а создавая новую систему духовного воспитания человека.

Искусство Испании XVI-XVII веков

В конце XV в. завершилась Реконкиста (война за освобождение Пиренейского полуострова от арабского владычества, длившаяся почти восемь веков) и образовалось единое Испанское королевство. В XVI в. активная военная политика, и прежде всего захват огромных территорий в недавно открытой Америке, превратила Испанию в одну из богатейших европейских монархий. Однако процветание длилось недолго — уже в конце столетия страна переживала экономический упадок, а в войнах с Англией XVI—XVII вв. она утратила господство на море.

Искусство Фландрии

В XVII в. художественные традиции нидерландского искусства продолжались во Фландрии и Голландии. На их основе сложились родственные, но самобытные фламандская и голландская школы живописи. Причиной такого разделения послужила драматическая история Нидерландов во второй половине XVI в.

Искусство Голландии

В 1581 г. жители Северных Нидерландов после многолетней войны за освобождение из-под власти Испании провозгласили независимую Республику Соединённых провинций. Среди них в хозяйственном и культурном отношении лидировала Голландия, поэтому так вскоре стали называть и всю страну. Общественное устройство новых Нидерландов мало изменилось в сравнении с XVI в., но в духовной жизни последовали значительные перемены. Государственной религией стал кальвинизм. Кальвинизм - течение в протестантизме. Назван по имени его основателя — французского богослова Жана Кальвина (1509-1564).

Франческо Борромини

 Вторым крупным мастером римского барокко был современник Бернини

Франческо Борромини (1599 – 1667 гг., собственное имя Ф.Кастелло),  который

родился в Биссоне на берегу озера Лугано в семье каменщика. Это был

занудный эксцентричный холостяк с невротическим характером – полная

противоположность Бернини. Велик соблазн считать, что это различие

отразилось и в его архитектуре, которую Бернини осудил как неправильную

(«химерическую»).

 Бернини утверждал, что этот зодчий считал себя «посланным, чтобы

погубить архитектуру», поскольку Борромини отрицал принимаемое всеми

классическими зодчими видение архитектуры как отражение человеческих

пропорций, и заявил, что его искусство основано на природе, Микеланджело  и

античности. Микеланджело был источником, который он чисто цитировал  в

оправдание отклонений от архитектурных норм.

 К античным идеалам Борромини относились не такие традиционные модели

как Пантеон и Колизей, а оригинальные, содержание кривые линии здания,  как

павильон Золотой площади на вилле Адриана в Тиволи или так называемый

«круглый храм» в Баальбеке.

 Наиболее вероятно, что он знаком с фантастическими чертежами подобных

зданий Джованни Баттисты Монтано (1534 – 1621).Представление Борромини  о

природе, которое он никогда по-настоящему не высказывал, похоже, было

связано с сильным интересом к геометрии. Возможно, это было наследие

каменщиков поздней готики, опят общения с которыми, он приобрел в  юности

при строительстве Миланского собора.

 Хотя он начал свою деятельность около 1620 года как каменщик при

строительстве собора Св. Петра под руководством своего родственника  Карло

Мадерно, где под началом Бернини участвовал в работах над Балдахином,  свои

главные заказы Борромини получил не от пап, как Бернини, а от менее

могущественных людей. К их числу относятся представители небогатого

испанского ордена ораторианцев и Римского университета. Его первый

самостоятельный заказ – строительство небольшой церкви и монастыря  ордена

ораторианцев Сан Карло алле Куатро Фонтане, убеждает, что скульптурное

понимание пространства и массы Борромини воспринял от Микеланджело,

центрический стиль плана – от античности, текучесть форм и линий – от живой

природы.

 Замечательный план Сан Карло алле Куатро Фонтане состоит из двух

равнобедренных треугольников, соединяющихся в ромб. В нем располагаются  два

круга, которые при дополнении их дугами образуют эллипс. Со своими

волнообразными контурами этот проект представлял собой сочетание греческого

креста и ромба и преобразуется в овал только в своей вертикальной  проекции,

на уровне карниза купола. Кессонированный потолок с глубоким сотовым

рисунком, вероятно, вдохновлен мавзолеем Санта Констанца. Стройность  16

колонн, втиснутых в небольшое внутреннее помещение, придает этому  сложному

сооружению ощущение почти готической вертикальности.

 Борромини привлекает все внимание зрителя к новой архитектурной форме,

отказавшись от какого-либо красочного оформления и оставив главным  серый

цвет. Собственно говоря, многоцветное оформление внутреннего помещения  не

относилось к типичным признакам его эстетики. Сама церковь была построена  в

1637 – 1641 гг., в то время как ее спроектированный в 30-е годы XVII  в.

волнообразный фасад был начат только в 1665 г., после смерти Борромини.

Чередование выпуклых и вогнутых форм определяет композицию фасада  с таким

совершенством, что его вибрация становится эталонным примером отличия

зрелого барокко от раннего.

История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия