Эль Греко (1541-1614)

Искусство Испании

Эль Греко — испанское прозвище художника Доменико Теотокопули, грека по происхождению. Он родился на острове Крит в Средиземном море, который принадлежал Венецианской республике. Это сказалось на формировании его как живописца: он испытал влияние и византийских иконописцев, и мастеров итальянского Возрождения. Эль Греко несколько лет провёл в Венеции и Риме. Под влиянием Тициана, главы венецианской школы, он овладел техникой работы с цветом, правилами построения перспективы.

Около 1577 г. Эль Греко покинул Рим и уехал в Испанию. Официального признания художник здесь не получил: представленная ко двору картина «Мученичество Святого Маврикия» не понравилась королю Филиппу II. Потерпев неудачу при дворе в Мадриде, Эль Греко поселился в Толедо — бывшей столице Испании.

Барокко в Испании

  На протяжении веков Испания в культурном и религиозном отношениях шла

своим  путем. Во многих барочных произведениях испанских архитекторов

появляются множество декоративных деталей. Такой стиль получил название

чурригереско, хотя творчество других художников внесло в этот стиль гораздо

больший вклад, чем братья Чурригера. Стиль Чурригереско можно описать как

своего рода  маньеристический стиль рококо, сильно отличающийся от

итальянского или австрийского барокко.

 Собор Сантьяго де Компостела. Пожалуй самым известным  памятником той

стилистической эпохи является собор Сантьяго де Компостела.  Внутри собор

остался оформлен в романском стиле, а внешние стены было решено

реконструировать с целью привлечения большего числа паломников.

 Обновление собора представляло собой длительную деятельность, которая в

конечном итоге достигла своей кульминации в великолепном западном фасаде,

получившем название Эль Обрадойро («Золотое ожерелье»). Он был выполнен в

1738 – 1749 гг. из гранита цвета  золота и украшен парными башнями.

Многочисленные изломы и углубления на  фасаде создают мерцающий эффект

стаккато, который является характерным отличием стиля чурригереско.

 Собор в Мурсии. Западный фасад собора Мурсии  был выполнен в период

между 1736 г. по 1749 г. по проектам Хайме Борт-и-Мелия. Блестящее

великолепие барокко этой крупной композиции напоминает театральные

декорации. Центральный вогнутый фасад с как бы текущим, богато украшенным

фронтоном  выглядит как архитектурное воплощение гравюры французского

художника Мейссонье.

 

 


История живописи, архитектуры, скульптуры Популярная энциклопедия